16+

Служебный роман

Дата выхода (мир)
26 октября 1977 года
Страна
СССР
Жанр
комедия, мелодрама, драма
Режиссёр
Эльдар Рязанов
Телеканал/Видеосервис
Premier
Продолжительность
2 ч 39 мин
О сериале
Любовь преображает
В ролях
Андрей Мягков
Анатолий Ефремович Новосельцев
Алиса Фрейндлих
Людмила Прокофьевна Калугина
Олег Басилашвили
Юрий Григорьевич Самохвалов
Светлана Немоляева
Ольга Петровна Рыжова
Лия Ахеджакова
секретарша Верочка
Людмила Иванова
общественница Шурочка
Петр Щербаков
Петр Иванович Бубликов
Рейтинг сериала
9 /10Рейтинг кинокритиков
6.5 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание
Любовь преображает

Неуверенный в себе Анатолий Новосельцев работает в статистическом учреждении, которым руководит «мымра» Людмила Прокофьевна Калугина. Ее боятся и считают жесткой, но женщина знает свое дело и прекрасно справляется с обязанностями. Она никогда не улыбается, одевается мрачно и носит нелепые очки, полностью отдаваясь работе. Старый друг Юра подговаривает Толю приударить за некрасивым директором ради места начальника отдела. Сквозь страх и нежелание робкий Анатолий Ефремович соглашается, не зная, к чему это в итоге приведет.

«Служебный роман» снят по пьесе «Сослуживцы», написанной Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским всего за месяц.

Алиса Фрейндлих («Д'Артаньян и три мушкетера») блестяще сыграла страшненькую начальницу. Лучистые глаза актрисы закрыли рубящими лицо очками, великолепную фигуру скрыла мешковатая одежда, а бесцветное лицо идеально дополнило образ «синего чулка».

Пару ей составил Андрей Мягков («Жестокий романс») который подчеркнул характер забитого и неуверенного в себе мужчины мастерскими актерскими находками: короткие штаны, которые от долгов бегут, манера держать сигарету указательным и большим пальцами, и в целом поведение и игра телом, в котором читается желание казаться незаметным. Старая школа актеров демонстрирует волшебное перевоплощение, какая бы роль ни досталась.

В противовес Новосельцеву в кадре блещет одетый с иголочки Юрий Самохвалов в исполнении Олега Басилашвили («Осенний марафон»). Он абсолютная противоположность друга. Тут пошутит, там комплимент сделает, улыбнется и никогда ничего не скажет невпопад, а если и скажет, то все равно останется местным красавцем. 

Олег Басилашвили видел исключительно себя в роли Новосельцева и всячески пытался доказать это Эльдару Рязанову. Роль же Самохвалова актеру не очень нравилась, но уже в процессе работы он признал, что Рязанов верно распределил персонажей.

Неудивительно, что милая Оля Рыжова так и не забыла его. Светлана Немоляева («Гараж») сыграла влюбленную женщину, склонную к излишней сентиментальности. Она утопает в воспоминаниях, романтизируя каждую минуту, обезоруживает честностью и не может удержать чувства в себе. Актриса играет в основном глазами, и наблюдать за этим настоящее удовольствие. Она может убийственно посмотреть на того, кто зажал ее в переполненном автобусе, или вложить во взор всю любовь, на которую способна, окутав теплом.

Сложности отношений разбавляет и отчасти склеивает Верочка, секретарь, которую сыграла Лия Ахеджакова («Небеса обетованные»). От нее мы слышим добрую часть шуток, которые ушли в народ. Чего только стоит знаменитая фраза про сапоги!

Другие второстепенные персонажи тоже не отстают. Без упитанного Бубликова и активной Шуры из бухгалтерии не было бы того колорита, который служит фоном главным героям.

Удивительно ярко происходит и последующее раскрытие персонажей. Так, несмотря на непрозрачные намеки Самохвалова и очевидную холодность, романтичная Рыжова уже не может остановиться и несется в пропасть на волнах безответной любви, не замечая насмешек коллектива. Красивое стихотворение Беллы Ахмадулиной в исполнении Светланы Немоляевой доводит до слез и ставит точку в этом меланхоличном романе.

Героиня Светланы Немоляевой читала стихи Ахмадулиной «О мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора». Они нигде не издавались, поэтому актриса несколько лет после выхода картины была вынуждена переписывать их от руки и отсылать своим поклонникам.

Сам Самохвалов же раскрывается как человек, который за внешним лоском скрывает подлую душу и считает себя молодцом. Делая гадости, он может подойти позже и завести разговор как ни в чем не бывало. Герой под стать произведениям Гоголя с красноречивой фамилией.

Но главная драгоценность, конечно, кроется в отношениях персонажей Фрейндлих и Мягкова. Между Калугиной и Новосельцевым искры летают во все стороны. Игра глазами удалась актерам на все сто, и за этим чрезвычайно интересно наблюдать. Неловкость, которую они демонстрируют, настолько забавная и реалистичная, что приходят ассоциации со школьниками, которые только учатся любить. Но все логично: Новосельцев давно ни за кем не ухаживал, а жесткий характер Калугиной вообще не позволяет к себе никого подпустить.

И в итоге герои чудесно меняются. Простая сцена уборки показывает Калугину без маски, которая неизвестно зачем скрывала вполне миловидную внешность. И позже мы наконец видим шикарное преображение женщины. У Анатолия Ефремовича чувства стирают нерешительность и неуверенность в себе. Ухаживания даются ему нелегко, но с каждым жестом и словом он становится наглее и обаятельнее. Любовь творит чудеса!

Общая эстетика фильма также завораживает. Любимые песни в исполнении Фрейндлих и Мягкова навсегда остаются в памяти, а виды города, которые так любит снимать Рязанов, подчеркивают настроение эпизодов и мягко обозначают течение времени.

Эльдар Рязанов долгое время скрывал, кто автор текста к песне «У природы нет плохой погоды». Оказалось, что эти стихи написал сам режиссер.

«Служебный роман» — трогательное, веселое и жизненное кино. Многие встречали на работе робкого сотрудника, суровую начальницу, тоскующую подругу и самовлюбленного баловня судьбы. Любитель общественных дел собирает подписи и ведет активную деятельность, чем заслуживает уважение, поскольку не каждому это под силу. А условный Бубликов под лестницей пытается работать, но все время отвлекается на женщин, выходит покурить и играет в пасьянс «косынка».

Рязанов умеет создавать неимоверно уютную атмосферу. Каждая мелочь на своем месте. Несмотря на неровный монтаж, когда, например, герой бросает целую кипу бумаг, а в следующем кадре бумаги летят по одному листочку для создания хаоса, история о любви остается актуальной в любые времена. Любимые киноленты передаются из поколения в поколение, и молодежь с удовольствием смотрит вместе со взрослыми на великолепную игру актеров и результат работы команды, которая подарила когда-то нестареющую классику.



Лучшие цитаты:

Она не женщина, она директор.
— Садитесь, товарищ Новосельцев Анатолий Ефремович. 

— Лучше умереть стоя.


Да на тебе пахать надо!
— Вы купили новые сапоги, Вера?
— Да вот еще не решила, Людмила Прокофьевна. Вам нравится?
— Очень вызывающие, я бы такие не взяла.
— Значит, хорошие сапоги, надо брать.

— Почему вы все время виляете? Что вы за человек? Я не могу вас раскусить. 

— Не надо меня кусать.



Что отличает деловую женщину от женщины? Походка. Ведь вот как вы ходите! Ведь это уму непостижимо! Вся отклячится, в узел вот здесь завяжется, вся скукожится, как старый рваный башмак и вот чешет на работу, как будто сваи вколачивает.

— Не бейте меня по голове, это мое больное место! 

— Это ваше пустое место!



Юлия Трощиненко
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)