«Бриллиантовая рука», легендарная советская комедия Леонида Гайдая, словно изысканное вино — с годами становится только лучше, а шутки продолжают вызывать искренний смех, несмотря на десятилетия, прошедшие с момента премьеры в 1968 году.
Сюжет фильма разворачивается вокруг добропорядочного гражданина Семена Семеновича Горбункова (Юрий Никулин). Горбунков по путевке отправляется в путешествие на пароходе за границу, где случайно травмируется. Семена Семеновича втягивают в перевозку контабанды бандит Геша, или же Геннадий Петрович Козодоев (Андрей Миронов) и его напарник Лелик (Анатолий Папанов), а ведь именно Геша должен был быть перевозчиком, но по случайности, торговцы контрабандой перепутали его с Горбунковым, который случайно воспроизвел все условные сигналы для подельников.
Злодеи, ищущие курьера, используют его гипс для незаметной перевозки бриллиантов. Так Семен Семенович становится невольным участником преступления. Теперь за драгоценным гипсом устраивается охота, но бандиты и не подозревают, что Семен Семенович обратится в милицию, а та в свою очередь решит использовать его как «живца».
Первоначально Леонид Гайдай после съемок «Кавказской пленницы» хотел отдохнуть от жанра комедии и перейти на классику, но из-за ряда причин этого сделать ему не удалось. Чтобы избежать творческого простоя, режиссер все же вернулся к жанру комедии, на этот раз, поставив условие, что не будет тиражировать знакомые авторские образы, а именно — не будет делать очередной фильм о тройке «Трус, Балбес и Бывалый».
На основную идею для будущего фильма сценариста Якова Костюковского натолкнула заметка в журнале «За рубежом», где упоминалась перевозка контрабанды в гипсовых повязках, и Костюковский предложил Гайдаю этот сюжет. В 1967 году создатели направили в «Мосфильм» заявку на новый фильм под названием «Контрабандисты».
Роль Горбункова изначально писалась под Юрия Никулина, поэтому актер прошел в фильм без кинопроб. А вот с назначением других ролей создателям пришлось изрядно потрудиться. На роль Геши пробовался тогда малоизвестный актер Андрей Миронов, и после проб Гайдай наконец понял, что идеальный кандидат на роль найден, и впоследствии роль Геши принесет Миронову немалую долю популярности.
Анатолий Папанов воплотил образ Лелика, а Нина Гребешкова сыграла жену главного героя. «Бриллиантовая рука», конечно, пестрит великолепными артистами и уникальными образами. Кастинг привел к созданию одной из самых блестящих актерских команд в истории советского кинематографа. Если кто-то может сыграть наивного, но честного героя так, что зрители будут пересматривать его приключения ежегодно, так это Юрий Никулин. А Андрей Миронов воплотил образ мошенника с такой харизмой и изяществом, что злодеи Бонда могли бы записываться к нему на курсы.
Съемки фильма проходили в различных городах Советского Союза, включая Москву, а также в Баку и Сочи. Когда фильм был готов к сдаче, Гайдаю пришлось в очередной раз бороться с цензурой, но постановщик пошел на некоторую хитрость, чтобы избежать наиболее серьезных цензурных проблем. А именно, вклеил в конец фильма кадр с атомным взрывом, и это произвело на комиссию такое неописуемое впечатление, что про спорные моменты остального фильма они напрочь забыли. Конечно, Гайдай кадры взрыва убрал.
Фильм ожидал бешеный успех, «Бриллиантовая рука» стала первой по посещаемости — ее посмотрело более 76,7 миллиона человек. В 1970 году Леонид Гайдай и Юрий Никулин стали лауреатами Государственной премии РСФСР «за участие в создании кинокомедий последних лет». «Бриллиантовая рука» сразу же после своего выхода стала хитом и до сих пор остается одним из самых цитируемых и популярных фильмов.
Леонид Гайдай выстроил свой фильм как классический веселый аттракцион — с погонями, трюками, динамичными поворотами сюжета и сатирой на бюрократизм и порядки того времени. Особого внимания заслуживает игра второстепенных персонажей, чьи эпизодические роли запоминаются не менее, чем неповторимые фразы, ставшие крылатыми.
В целом, после просмотра «Бриллиантовой руки» можно с уверенностью заявить — это именно тот киношедевр, который должен занимать почетное место в золотом фонде не только отечественного, но и мирового кино. Каждая реплика, каждое движение актеров — бесценны и могли бы стать алмазом в короне любой киноколлекции.