18+

Пост Мортем

Post Mortem
Дата выхода
28 апреля 2022 года
Дата выхода (мир)
9 октября 2020 года
Страна
Венгрия
Жанр
ужасы
Режиссёр
Петер Бергенди
Телеканал/Видеосервис
Premier
Продолжительность
1 ч 55 мин
О сериале
Шокирующая традиция в Европе начала ХХ века
В ролях
Виктор Клем
Томас
Фружина Хаис
Анна
Юдит Шелль
Марча
Диана Магдольна Кисс
Ютка
Жольт Ангер
Онти
Рейтинг сериала
7.4 /10Рейтинг кинокритиков
6 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Описание
Шокирующая традиция в Европе начала ХХ века

«Пост Мортем» является одним из самых успешных венгерских фильмов последних лет. Кроме того, что это один из немногих образцов венгерского кинематографа в жанре ужасов, так еще и лента прокатилась по десяткам иностранных фестивалей, в основном посвященных фантастическому жанру. 

Почти на каждом конкурсе фильм завоевал награды и был отправлен Венгрией в 2022 году на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». К сожалению, в шорт-лист картина не попала. «С фильмом о беженце в Афганистане конкурировать сложно. В категории фильмов на иностранном языке особенно популярны работы, посвященные актуальным политическим и социальным вопросам», — так объяснил непопадание в короткий список режиссер картины Петер Бергенди. Также многие кинокритики усмотрели в «Пост Мортем» высказывание на тему коронавирусной пандемии и сложной ситуации, в которой мир на данный момент находится. Несмотря на то, что съемки закончились весной 2019 года, премьера и зарубежная дистрибуция ленты отложились до 2021 года из-за той самой пандемии, в результате чего картина и приобрела дополнительное толкование.

Главный герой, Томас, чуть не погибает в сражении Первой мировой войны. Его чуть не закапывают в братской могиле, прежде чем обнаруживают, что мужчина жив. Спустя полгода эту историю в цирке пересказывает для публики актер, в паре с которым Томас работает, тогда как он сам занимается посмертной фотографией. Этот обычай также можно увидеть в фильме «Другие» Алехандро Аменабара с Николь Кидман в главной роли. 

Пришедшая на цирковую ярмарку десятилетняя девочка Анна намекает Томасу, что в их деревне после эпидемии испанки осталось много непохороненных из-за промерзшей земли мертвецов. Привлеченный большим заработком, Томас едет в село и сталкивается с тем, что жизнь после смерти существует не только в формате фотографирования. Вместе с Анной фотограф решает выяснить, чего хотят призраки и как избавить от них жителей деревни. 

Интересным выглядит ход режиссера сделать фильм в формате детективного расследования, которое ведут взрослый и ребенок. Как и Томас, Анна тоже была на волоске от смерти — она родилась мертвой, задохнувшись из-за пуповины, но тетя спасла ее. 

Будучи фильмом ужасов, «Пост Мортем» почти не пугает, если только скримерами. Герои пусть тревожно, но довольно буднично и невозмутимо относятся к привидениям, активизировавшимся в их деревне, да и самих привидений режиссер предпочел являть в виде темных теней, без жутких лиц, белых простынь и т.п. Специфические спецэффекты скорее заставят смеяться, чем дрожать от страха, потому что выглядят устаревшими. Хотя в этом есть свой шарм, так как действие происходит сто лет назад в венгерской провинции. 

Саспенса в картине не так много и свою нагнетающую функцию он выполняет, но довольно быстро атмосфера в фильме превращается в явный ужас, который, как было выше сказано, не пугает. 

Мы создали каждую сцену полностью осознанно, и мы показываем такие эпизоды, когда призрак должен появиться с определенной стороны, но именно оттуда он не появляется в нашем фильме.
режиссер Петер Бергенди

При этом, с точки зрения фактуры, «Пост Мортем» — очень насыщенный фильм. В нем подробно показывается, как работает над посмертной фотографией фотограф — от одевания трупа до проявки снимков, даже показывается набор для «грима» и процесс придания «живости» мертвому лицу. В картине в большом количестве задействованы технологии тех времен — фонограф, фотоаппарат, Томас упоминает «поезда под землей». Деревня, в которой происходит действие, снималась в Этнографическом музее «Скансен» под открытым небом в городке Сентендре, что под Будапештом, благодаря чему место действия и быт героев выглядит хоть и аутентичным и атмосферным, но выхолощенным и будто лишенным хаоса и беспорядка естественной жизни. Впрочем, для фильма про смерть и жизнь после нее эта безжизненность и застылость — самое то. 

Драматургия в «Пост Мортеме» не стоит на первом месте, в отличие от приемов нагнетания атмосферы, формы и визуала, критики в основном похвалили картину за работу с саспенсом, исторической канвой и нестандартными спецэффектами. При этом в финале «Пост Мортем» есть задел на продолжение, для которого режиссер картины Петер Бергенди уже придумал идею, похожую на венгерскую версию «Сверхъестественного» столетней давности.



Лучшие цитаты:

Последнее фото умерших близких — это вообще законно?
Мертвецов здесь больше, чем живых.
Ни одна девочка меня еще так не пугала.
Альбина Ахатова
Два холма
(3 сезон)
Беспринципные
(5 сезон)
Пророк. История Александра Пушкина
Космическая собака Лида
Финист. Первый богатырь