«Пост Мортем» является одним из самых успешных венгерских фильмов последних лет. Кроме того, что это один из немногих образцов венгерского кинематографа в жанре ужасов, так еще и лента прокатилась по десяткам иностранных фестивалей, в основном посвященных фантастическому жанру.
Почти на каждом конкурсе фильм завоевал награды и был отправлен Венгрией в 2022 году на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». К сожалению, в шорт-лист картина не попала. «С фильмом о беженце в Афганистане конкурировать сложно. В категории фильмов на иностранном языке особенно популярны работы, посвященные актуальным политическим и социальным вопросам», — так объяснил непопадание в короткий список режиссер картины Петер Бергенди. Также многие кинокритики усмотрели в «Пост Мортем» высказывание на тему коронавирусной пандемии и сложной ситуации, в которой мир на данный момент находится. Несмотря на то, что съемки закончились весной 2019 года, премьера и зарубежная дистрибуция ленты отложились до 2021 года из-за той самой пандемии, в результате чего картина и приобрела дополнительное толкование.
Главный герой, Томас, чуть не погибает в сражении Первой мировой войны. Его чуть не закапывают в братской могиле, прежде чем обнаруживают, что мужчина жив. Спустя полгода эту историю в цирке пересказывает для публики актер, в паре с которым Томас работает, тогда как он сам занимается посмертной фотографией. Этот обычай также можно увидеть в фильме «Другие» Алехандро Аменабара с Николь Кидман в главной роли.
Пришедшая на цирковую ярмарку десятилетняя девочка Анна намекает Томасу, что в их деревне после эпидемии испанки осталось много непохороненных из-за промерзшей земли мертвецов. Привлеченный большим заработком, Томас едет в село и сталкивается с тем, что жизнь после смерти существует не только в формате фотографирования. Вместе с Анной фотограф решает выяснить, чего хотят призраки и как избавить от них жителей деревни.
Интересным выглядит ход режиссера сделать фильм в формате детективного расследования, которое ведут взрослый и ребенок. Как и Томас, Анна тоже была на волоске от смерти — она родилась мертвой, задохнувшись из-за пуповины, но тетя спасла ее.
Будучи фильмом ужасов, «Пост Мортем» почти не пугает, если только скримерами. Герои пусть тревожно, но довольно буднично и невозмутимо относятся к привидениям, активизировавшимся в их деревне, да и самих привидений режиссер предпочел являть в виде темных теней, без жутких лиц, белых простынь и т.п. Специфические спецэффекты скорее заставят смеяться, чем дрожать от страха, потому что выглядят устаревшими. Хотя в этом есть свой шарм, так как действие происходит сто лет назад в венгерской провинции.
Саспенса в картине не так много и свою нагнетающую функцию он выполняет, но довольно быстро атмосфера в фильме превращается в явный ужас, который, как было выше сказано, не пугает.
При этом, с точки зрения фактуры, «Пост Мортем» — очень насыщенный фильм. В нем подробно показывается, как работает над посмертной фотографией фотограф — от одевания трупа до проявки снимков, даже показывается набор для «грима» и процесс придания «живости» мертвому лицу. В картине в большом количестве задействованы технологии тех времен — фонограф, фотоаппарат, Томас упоминает «поезда под землей». Деревня, в которой происходит действие, снималась в Этнографическом музее «Скансен» под открытым небом в городке Сентендре, что под Будапештом, благодаря чему место действия и быт героев выглядит хоть и аутентичным и атмосферным, но выхолощенным и будто лишенным хаоса и беспорядка естественной жизни. Впрочем, для фильма про смерть и жизнь после нее эта безжизненность и застылость — самое то.
Драматургия в «Пост Мортеме» не стоит на первом месте, в отличие от приемов нагнетания атмосферы, формы и визуала, критики в основном похвалили картину за работу с саспенсом, исторической канвой и нестандартными спецэффектами. При этом в финале «Пост Мортем» есть задел на продолжение, для которого режиссер картины Петер Бергенди уже придумал идею, похожую на венгерскую версию «Сверхъестественного» столетней давности.