События разворачиваются в Москве в недалеком будущем. Человечество совершает путешествия в виртуальную реальность — это новое сверхпопулярное развлечение от компании «Новая жизнь». Концепция игры заманчива: здесь можно и просто расслабиться, неспешно прогуляться в парке, и совершить незаконное действие своей мечты, например, прикончить ненавистного начальника.
Но однажды в этом развлекательном киберпространстве происходит непредвиденное — в параллельную вселенную начинают проникать различные фобии и комплексы. Некогда яркое, увлекательное и расслабляющее занятие, которое скрашивало будни жителей, превращается в жестокое испытание.
Кто внедрил в виртуальную реальность этот кошмар? Подозрение падает на группу людей, выступающих против ухода людей в искусственные миры. Михаил (Павел Чинарёв), оперативник виртуальной полиции, начинает расследование. Чтобы приблизиться к разгадке, он начинает сближаться с Викой (Вера Колесникова), сотрудницей «Новой жизни». Предположительно, девушка замешана в преступлении и связана с теми, кто заразил параллельную реальность человеческими страхами.
Фильм Дмитрия Константинова сделан в традициях киберпанка. Однако по сравнению с американскими собратьями российская лента получилась проще, а местами и вовсе выглядит порядком клишированной. Правда, в целом, «Обратимая реальность» органично вписывается в жанр фантастики: раскрыта концепция предполагаемого будущего со всеми его тревожными побочными продуктами, футуристичный антураж (съемки проходили в «Москва-сити») с характерными холодными минимализмом.
Лента Константинова, как множество фантастических картин, освещает актуальные проблемы цивилизации, воплощая на киноэкране страх за будущее человечества. Технологии слишком глубоко вошли в нашу жизнь, и это слияние, эти заигрывания с искусственным интеллектом не могут не повлечь последствий. Зависимость человека от виртуальной реальности — это не только прибыльный бизнес для крупных корпораций, но и возможность перехватить в свои руки контроль над людским сознанием, возможность завладеть чужими жизнями. Соблазн, мимо которого не пройти.
Но это не главная мысль, транслируемая в фильме. Здесь, в первую очередь, интересен выбор, какая из реальностей лучше и предпочтительнее — красивая и желаемая искусственная картинка или настоящая суровая жизнь. Вспоминается эпизод сериала «Черное зеркало» «Сан-Джуниперо», где ты, будучи старым и немощным, можешь переселиться в искусно воссозданный виртуальный мир и найти там свое место под райским солнцем. Фантазии зачастую куда интереснее самой жизни. Хорошо это или плохо?
Именно эта проблема и поднимается в фильме. Антивиртов не устраивает, что искусственные миры постепенно поглощают человеческий разум, и они пытаются вернуть людей на грешную и несовершенную землю.
Картина снискала одобрение публики и критиков, однако ей не удалось избежать сравнений с голливудскими фантастическими антиутопиями с аналогичными сюжетами. Фильму не хватило зрелищности и новых идей, отчего «Обратимая реальность» встала в ряд хоть и качественных, но вторичных лент. Актерская игра, достоверная Москва будущего, актуальный сюжет — это, пожалуй, главные плюсы творения Константинова.