«Мертвец» Джима Джармуша — одна из самых знаменитых работ режиссера. Самая атмосферная, загадочная и наиболее любимая у критиков. Фильм до сих пор вызывает ожесточенные споры о смыслах и образах, заложенных в картине, а большинство предпочитают пересматривать «Мертвеца» раз за разом и из года в год. Плюс, это еще и самая дорогая лента в карьере режиссера.
«Мертвец» представляет собой философско-поэтическую притчу в декорациях вестерна и рассказывает историю молодого счетовода Уильяма Блэйка, который приезжает на Дикий Запад из родного Кливленда на новое место работы. Правда, в городе Блэйка никто не ждет, ибо с работой он опоздал на месяц, и, слоняясь по варварскому индустриальному городу, герой попадает в ситуацию, где случайно убивает человека и сам получает пулю в сердце. Правда, он не умирает, и в спешке покидает город, а за его голову тут же назначается награда.
В лесу раненого Блэйка находит индеец Никто, берет его под свою опеку и пытается его вылечить, но безуспешно: пуля сидит слишком глубоко. К тому же, Никто оказывается не простым индейцем, а образованным, и тут же признает в Уильяме Блэйке великого поэта, коим он не является. Так начинается это странное и метафорическое путешествие героев в глубинное Нигде, где и сами они не знают, куда придут.
Джим Джармуш полностью переосмыслил жанр вестерна, отказавшись от типичных клише и особенностей в пользу философской притчи о жизни и смерти. Это невероятно магнетическая и атмосферная черно-белая картина о путешествии, переданная через линзу оператора Робби Мюллера (кстати, почти бессменного оператора другого знакового представителя роуд-муви Вима Вендерса) и звучащая импровизационными гитарными мотивами Нила Янга, способна действительно мистическим образом заворожить зрителя.
Структура фильма вполне по Джармушу: это так же история путешествия героев, являющихся по большей части аутсайдерами в обычном мире. Путешествия, путь назначения которого неизвестен, ведь путешествие становится в несколько раз приятнее и увлекательнее, когда не знаешь, куда ты придешь. Саму суть сюжета и происходящее с главным героем Уильямом Блйэком, блестяще сыгранному молодым тогда еще Джонни Деппом, можно понимать совершенно по-разному. «Мертвец» — это и притча о смерти, и история индустриализации и колонизации Америки, высказывание о бессмысленности и нелепости насилия, рассказ о поэзии и о неудачниках. Это фильм, который будет каждый раз раскрываться зрителю с неожиданной стороны.
Говоря о том, что это самый дорогой фильм режиссера, можно упомянуть, что Джармуш максимально точно работал с историческими источниками, чтобы реконструировать на экране индустриальные города того времени и поселения индейцев, чтобы они выглядели максимально достоверно.
Часть бюджета Джармуш брал из личных средств, а когда под конец съемок средства подходили к концу, Джонни Депп тоже вложил свою финансовую лепту в то, чтобы фильм был закончен. Помимо Деппа, Джармуш смог позволить взять и других звездных актеров, таких как Лэнс Хендриксен, Джон Херт, Гэбриэл Бирн и т.д.
Не обошлось в фильме без присутствия в кадре друзей Джармуша: Игги Попа, Криспина Гловера. И, конечно, особняком стоит музыка Нила Янга. По сути, все музыкальные композиции были импровизацией: Нил просто сел с гитарой перед экраном и наиграл музыки почти на два часа. Отдельные композиции, которые были выбраны Джармушом, просто идеально легли на визуальный ряд, и этот саундтрек остается самым необычным, но и при том, глубоко проникновенным и почти мистическим в истории кино.
«Мертвец» Джима Джармуша — конечно, кино далеко не для всех, но своими идеями, смыслами и невероятной атмосферой, оно и для очень многих. Это удивительное сочетание стандартного жанрового фильма и глубокого авторского кино с невероятной съемкой и невероятной музыкой.
«Мертвец» оставляет большое впечатление на смотрящего, позволяя зрителю размышлять о фильме и раскрывать его смысл. «Мертвец» Джима Джармуша — наиболее знаковая картина, которая осталась в истории кинематографа, вошла во многие списки лучших фильмов XX века и до сих пор горячо любима зрителями и критиками. Достаточно хотя бы один раз посмотреть «Мертвеца» — и этот просмотр изменит всю вашу жизнь.