«Парк Юрского периода» — это захватывающий научно-фантастический фильм от мастера своего дела, Стивена Спилберга, который доказал свое умение удерживать зрителя в постоянном напряжении. Кинолента, мгновенно ставшая классикой, оживляет доисторическую эпоху прямо перед нашими глазами, затрагивая вечные темы человеческой гордыни и вмешательства в природу.
История рассказывает о тематическом парке, созданном на отдаленном острове недалеко от побережья Коста-Рики. С помощью древней ДНК, извлеченной из комаров, сохраненных в янтаре, богатый предприниматель Джон Хэммонд (Ричард Аттенборо) и его команда ученых клонируют динозавров с целью использования их в качестве главных аттракционов в парке.
Перед открытием Хэммонд приглашает двух палеонтологов, Алана Гранта (Сэм Нил) и Элли Сэттлер (Лора Дерн), а также математика-теоретика Яна Малкольма (Джефф Голдблюм) для получения их одобрения и поддержки проекта. Однако во время их визита происходит сбой в системе безопасности, вызванный саботажем сотрудника, стремящегося контрабандой вывезти ящеров из парка. Это приводит к тому, что динозавры, включая хищных, вырываются на свободу. Гости оказываются в ловушке в разгар хаоса и должны найти способ выжить и выбраться с острова, используя все свои знания и находчивость для противостояния доисторическим существам.
Сюжет «Парка Юрского периода» был взят из одноименного романа Майкла Крайтона, опубликованного в 1990 году. Интерес к его экранизации возник задолго до публикации книги, однако именно Спилберг смог приобрести права за 1,5 миллиона долларов и работал в тесном сотрудничестве с Крайтоном для адаптации сюжета к кино. Основные съемки начались в августе 1992 года на Гавайских островах и в Калифорнии. Продолжительность основных съемок составила около 25 недель.
«Парк Юрского периода» стал прорывом в области компьютерной графики (CGI) и аниматроники. Для создания реалистичных динозавров Спилберг обратился к компании Industrial Light & Magic под руководством Денниса Мюрена для CGI и к Стэну Уинстону для аниматроники. На момент выпуска, фильм содержал только около 15 минут кадров с CGI-динозаврами, но уже это было революционно для того времени. Большая часть была реализована через сложные механические куклы и костюмы.
Стоимость производства составила около 63 миллионов долларов, а после выхода в 1993-м фильм стал крупнейшим блокбастером, собрав более одного миллиарда долларов во всем мире. Картина была удостоена трех Оскаров: за лучший звук,звуковой монтаж и визуальные эффекты, подтверждая ее успех не только в коммерческом, но и в техническом плане.
Фильм оказал значительное влияние на киноиндустрию, в частности в сфере компьютерной анимации, и стал культурным явлением, что привело к выпуску нескольких продолжений и перезапуска серии в последующие годы.
Каждый кадр «Парка Юрского периода» окутан аурой того самого чуда, которое многие из нас искали в детстве, перелистывая страницы книг об исчезнувших огромных ящерах, которые однажды правили нашей планетой.
Стивен Спилберг, как проводник в мире фантастического, находит невиданное ранее равновесие между зрелищностью и интеллектуальным содержанием. Уникальная черта этого шедевра заключается в его способности сочетать научно-фантастическую основу с элементами триллера и приключениями. Спецэффекты и аниматроника, без сомнения, стали главными техническими достижениями индустрии в то время, но не они одни делают ленту настолько увлекательной. Нельзя обойти стороной музыкальное сопровождение, созданное несравненным Джоном Уильямсом. Мотивы звучат то эпически, то тревожно, поднимая эмоциональный накал сюжета и придавая сценам особенно запоминающуюся атмосферу.
Взяв все ингредиенты вместе — от мастерства режиссуры до актерского состава, от спецэффектов до музыкальной составляющей — «Парк Юрского периода» остается образцовым примером того, каким должно быть развлечение. Это одна из тех лент, которая, несмотря на прошедшие годы, по-прежнему вызывает восторг, удивление и чувство благоговейного страха перед мощью природы и силой кинематографического волшебства.