16+

Гоголь. Страшная месть

Дата выхода
30 августа 2018 года
Дата выхода (мир)
30 октября 2018 года
Страна
Россия
Жанр
мистика, детектив, приключения, триллер
Режиссёр
Егор Баранов
Телеканал/Видеосервис
Premier
Продолжительность
1 ч 46 мин
О сериале
Классика не сдается, но превращается в попсу
В ролях
Николай Васильевич Гоголь
Яков Петрович Гуро
Елизавета Андреевна Данишевская
Бомгарт
Александр Сергеевич Пушкин
Евгений Стычкин
Бинх
Артем Сучков
Тесак
Юлия Франц
Оксана
Евгений Сытый
Яким
Сергей Бадюк
Вакула
Рейтинг сериала
7 /10Рейтинг кинокритиков
6.5 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание
Классика не сдается, но превращается в попсу

«Гоголь. Страшная месть» — завершающая часть амбициозного кинопроекта «Гоголь». Картина вышла в двух форматах: три полнометражных фильма и сериал, состоящий из восьми серий.

Тайна загадочного Черного Всадника пока не раскрыта. Злодей вольготно чувствует себя в окрестностях Диканьки, где он вылавливает несчастных молодых девушек. Каждые тридцать лет Всадник выходит на охоту, жестоко расправляясь с несчастными жертвами.

Добычей душегубца может стать Елизавета (Таисия Вилкова), возлюбленная Гоголя (Александр Петров), которую он постоянно видит во снах. Однако положение самого писателя тоже незавидно: Николая Васильевича обвиняют в загадочных смертях девушек и казаков. На помощь писателю приходит сыщик Яков Гуро (Олег Меньшиков) — он уже включился в шпионскую игру и даже готов назвать имя первого подозреваемого.

Оживить произведения главного мистификатора в мире русской литературы взялся продюсер и шоумен Александр Цекало. На выходе получился удобоваримый зрительский продукт, хоть и не лишенный огрехов.

В переписке Цекало обращался к нам не иначе как «мои маленькие любители малоросского хоррора».
сценаристка Наталья Меркулова

Все три части, состоящие из шести сюжетов, взяты из рассказов Гоголя и некоторых фактов его биографии. Из-за этой мешанины трилогия вышла неровной — режиссеру не удалось выдержать всю картину в одном темпе. Сюжетные провисания и подъемы утомляют, а вольная адаптация первоисточника местами вводит в ступор.

«Гоголь. Страшная месть» представляет собой сборную мозаику из малороссийского гоголевского колорита, «голливудчины» и некоторых киноэталонов жанра. Например, очевидны отсылки к «Твин Пиксу»: методы вернувшегося в ленту Гуро подобны методам агента Купера — оба опираются на интуицию, а не логику, как это делал Шерлок Холмс. Еще здесь имеется странная комната, подозрительно напоминающей твин-пиксовский черный вигвам, населенный потусторонними личностями. А сюжетная линия с Черным Всадником неизбежно вызывает ассоциации с «Сонной лощиной» Тима Бертона.

Впрочем, само заимствование не является преступлением. Создатели как раз и ориентировались на тех зрителей, которые уже хорошо знакомы с западными кинопродуктами — современными и не очень.

Сюжет третьей части начинается с пятой главы, «Логово Всадника». Погибший после столкновения с Вием Гоголь подобно голливудскому супергерою воскресает и выбирается из могилы в стиле Невесты из «Убить Билла». Этот сюжетный поворот отсылает к неподтвержденному факту биографии из жизни (и смерти) писателя: Николая Васильевича якобы захоронили заживо. После чудесного воскрешения земные мытарства писателя продолжаются.

Гоголь из не покидающего отечественные экраны Петрова получился неканоничный — у него нет даже «фирменного» писательского носа. Вечно болезненно-меланхоличный Николай Васильевич, кажется, вот-вот окончательно сойдет с ума или впадет в припадок. Ностальгирующие по старому кино тут же с тоской и грустью вспомнят «главного Гоголя советского экрана» Георгия Вицина. Актер четырежды перевоплощался в Николая Васильевича (включая самопародию из «Ералаша») и каждый раз из него получался тот самый писатель-мистификатор, глядевший на нас из портрета — спокойный, но с лукавым проблеском в глазах и загадочной улыбкой.

Однако создатели франшизы «Гоголь» и не думали делать Николая Васильевича каноничным. Для эмоционального накала они сконцентрировали в герое всю его бесовщину, все его слабости и уязвимости. И в совокупности с мистическим киноаттракционом это оказало сильный эффект на зрителей.

Я гораздо больше верил в Петрова, потому что у его персонажа изначально есть некая темная сторона. А когда смотришь на Петрова на экране или в жизни, то легко поверить, что эта сторона у него есть.
сценарист Алексей Чупов

И все же, несмотря на усилия создателей, в итоге получился вполне себе средний фильм, эдакий типичный представитель поп-культуры. Новое прочтение классики — это всегда похвальное стремление. Взять, к примеру, театральную «Анну Каренину» Джо Райта — получился впечатляющий фарс, вдохнувший в привычные образы новую жизнь. Однако авторам «Гоголя» не удалось настолько же виртуозно выйти за рамки канона. Они не нашли ничего лучше, чем смешать гоголевский колорит, элементы узнаваемых мистических лент и супергеройское кино.



Лучшие цитаты:

Если бы это было в моей власти, я спас бы каждую жертву ценой своей собственной жизни.
Он же старый, как дедова кольчуга!
Каждые 30 лет должна ты приносить в жертву 12 дев и одного воскресшего.
Валерия Шеронова
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)