Мир мультфильма «Шрэк» высмеивает существующие в поп-культуре стереотипы о чудовищах, принцессах и принцах, знакомых вымышленных героев из других вселенных и очевидные в анимации любовные линии. Во второй части киноленты появятся новые нарочито стереотипные злодеи, которые попытаются разрушить союз главных героев.
«Шрэк 2» — это продолжение бунтарской истории 2001 года, основанной на книге Уильяма Стейга.
Шрэк и Фиона отправляются к родителям девушки в Тридевятое Королевство, где удивят всех (в том числе семью) внешним преображением. Принцесса решила остаться огром, что не входило в планы короля и королевы, а ее избранник… сам по себе портит картинку.
Мало того, что отчий дом не рад парочке чудовищ, так еще и появляется злая фея-крестная, жаждущая женить на Фионе своего сына, принца Чарминга . Создатели даже эту сказочную героиню переосмыслили, сделав ее радикальной версией классической доброй тетки-наставницы.
Долго рассуждать о том, как далеко может зайти волшебница-антагонистка, не нужно, потому что действует персонаж со скоростью X2. Милая и даже приторная на вид крестная дурачит голову принцессе, шантажирует короля и жонглирует своими магическими зельями направо и налево.
«Шрэк 2» испытает болотных любовников на верность самим себе и преданность друг другу. Огр впервые захочет и изменит свою внешность в угоду обществу, а его любимая поддастся осуждению, устоявшимся нормам и ожиданиям.
Режиссер и сценарист Эндрю Адамсон в одном из интервью рассказал, что они хотели поместить Шрэка в мир, которому он не принадлежит. Подобный выход на новый уровень призван вызвать эмпатию и понимание у зрителя, который хотя бы однажды, но сталкивался с отчуждением.
Авторы проекта удачно используют пародию для утрирования диснеевских «законов». Из первой части мы помним героев «Белоснежки и семи гномов», «Питера Пэна», волка из «Красной шапочки», «Пиноккио», «Золушки», «Трех поросят».
Вторая серия уже насмехается над целым Голливудом: внутри королевства Far Far Away встречаются копии известных организаций и заведений, длинные лимузины, буквы над городом в голливудском стиле, а мероприятия напоминают претенциозные церемонии вручения премий.
Оригинальные голоса центральных персонажей «Шрэка» остались неизменными: канадский актер Майк Майерс («Мир Уэйна»), напарника огра, Осла, озвучил Эдди Мерфи («Чокнутый профессор», «Поездка в Америку») и голос Фионы принадлежит Камерон Диаз («Очень плохая училка»). Во втором Шрэке присоединились к касту Джули Эндрюс («Звуки музыки», «Дневники принцессы») и Антонио Бандерас («Главная роль»).
«Шрэк» отважно раздвигает сюжетные рамки сказок: здесь принцесса с легкостью может уложить на лопатки разбойников, принцем станет непривлекательный изгой, а злодеем вдруг окажется тот самый избранный, будущий муж освобожденной красавицы — да и вообще, разве злодей до конца обязан быть плохим?
Мультфильм с множеством отсылок стал легендой в жанре анимации и культовой картиной среди зрителей разных возрастов.
Стоит ли объяснять, почему Шрэк добился столь большого успеха? Отличительные саундтреки, заменившие диснеевские композиции, цитирование не только сказочных персонажей, но и сцен большого кино: создатели повторили кадры из «Зорро», «Человека паука», «Индианы Джонса», подвиг Тома Круза из фильма «Миссия невыполнима».
Похождения владельца болота подняли важные в обществе темы, высмеяв погоню за красотой и богатством, алчность и жажду власти, американскую мечту, даже задав вектор в сторону выстраивание личных границ.
Уже более двух десятилетий приключенческая франшиза «не таких, как все» задает актуальные вопросы и остается новаторской работой.
— Мне пора в туалет.
— Ужин, Ваше Величество!
— Ну ладно, потерплю.
— Признайся, Осел, мы заблудились.
— Мы не могли заблудиться. Мы точно следовали указаниям короля: «Пойдете в самую густую лесную чащу мимо зловещих деревьев с ужасными сучьями».
— Когда ты решил уехать?
— Вскоре после приезда.
— Мне пора в туалет.
— Ужин, Ваше Величество!
— Ну ладно, потерплю.
— Кто эти двое уродов?
— Кажется, слева наша маленькая девочка.
— Эта маленькая девочка превратилась в большую проблему.