Уважаемые пассажиры, желаем вам комфортной поездки. Прямиком в ад.
Сложно отрицать, что южнокорейская культура эффектно разрывает все шаблоны и клише. С треском рушатся и неписаные правила западных зомби-муви. Действие фильма «Поезд в Пусан» происходит не в привычных постапокалиптических вселенных. Здесь нет потрепанных выживших, которые скрываются за баррикадами и разъезжают на бронированных пикапах в стиле «Безумного Макса». Никто не стреляет из дробовика точно в яблочко (читай: в голову зомбаря). Ученые в лабораториях с ужасом не наблюдают на мониторах за динамикой распространения вируса и не готовят вакцины. Нашествие живых мертвецов по-корейски развивается безжалостно молниеносно.
Главный герой, трудоголик Сок Ву (Кон Ю) не видит ничего, кроме рабочих задач и цифр на банковском счету. Маленькая дочь (Ким Су Ан) уже смирилась с безразличием своего отца. Вместо очередного бездушного подарка она просит Сок Ву отвести ее в день рождения к родной матери в Пусан. Скрипя сердцем, он соглашается отвлечься от работы и сопроводить ее в поездке. Правда, мирное путешествие оборачивается апокалипсисом. Сеул становится центром эпидемии, а отбывающий поезд кажется единственным спасением пассажиров от неминуемой смерти. Пока они не обнаруживает, что инфекция все же проникла внутрь.
442 километра до Пусана превращаются в настоящее испытание на выживание. Торнадо из агрессивных мертвяков несется на выживших через длинные вагоны. Они сметают все на своем пути и за несколько секунд превращают людей в себе подобных. Вариантов отступления нет, укрытий и оружия тоже.
Фильм объединяет две фобии: боязнь закрытого пространства и страх перед ходячими мертвецами. Динамичная кровавая вакханалия, переплетенная с драматической сюжетной линией, где главному герою надо наконец стать мужчиной и доставить дочь до безопасного места. «Поезд в Пусан» больше о людях, чем о зомби.
Пресыщенные похожими друг на друга фильмами о зомбаках зрители по достоинству оценили неголливудский проект 2016 года. Для южнокорейского режиссера Ен Сан Хо это был третий полнометражный фильм, и ему сопутствовал невероятный успех. «Поезд в Пусан» собрал в мировом прокате более $96 млн, обогнав западные кинохиты, стал самым кассовым фильмом в Южной Корее, получил от критиков на Rotten tomatoes блестящий рейтинг — 95%.
По версии авторитетных киноизданий — это не просто зомби-хоррор. Это социальная притча, обнажающая пороки капиталистического мира. Когда улицы Кореи погружаются в массовое безумие, а люди пожирают друг друга в вагонах и на перронах, ведущий новостей с улыбкой вещает по федеральному каналу, что ситуация полностью под контролем.
Динамичный сюжет мчится, как корейский локомотив. У зрителя нет ни минуты на передышку. Ловкая операторская работа Ли Хён Дока и монтаж Ян Джин Мо ускоряют свирепый темп, когда нежить роится, как насекомые. Музыка Чан Ён Гю чередуется от мягких ударов и гудков до лирических партий фортепиано, а сцены кровавой бойни сопровождаются меланхоличными мелодиями, которые подчеркивают и горе, и ужас.
Среди основных персонажей нет военных, полицейских, супергероев и даже Дуэйна Скалы Джонсона. Это группа совершенно обыкновенных людей. Они могут оказаться в любом поезде. Они не снабжены дробовиками или динамитом, навыки борьбы не на самом высшем уровне. Все, что их может спасти — решение держаться вместе, совместные усилия и смекалка. А еще — просто оставаться человеком.
Скажите об этом эгоистичным антагонистам, которые готовы пожертвовать союзниками, женщинами и детьми, чтобы спасти свою шкуру. И оттого еще громче звучит главный вопрос, который пронизывает весь фильм: «А кто более кровожаден: зомби или все же живые люди?»