«Джентльмены удачи» — это культовое советское кино о нелепых жуликах, фразами которых мы до сих пор разговариваем и храним в памяти забавных карикатурных персонажей.
В 2021 г. легендарная комедия отметила 50-летие с момента премьеры, и, несмотря на то, что ушла целая эпоха, поколения сменились не один раз, смешная криминальщина остается такой же актуальной. Почему произведение прошлого столетия до сих пор дарит радость и не сходит с отечественных экранов каждый праздник? Расскажем или будем редисками!
Сюжет фильма разворачивается вокруг Евгения Трошкина, занимающего должность заведующего детским садом №83. Его характеризуют как человека с открытым сердцем и доброй душой, отзывчивого и честного. Он живет спокойной и размеренной жизнью — можно сказать, на полном чилле и релаксе.
И вдруг некий таинственный преступник по кличке Доцент крадет драгоценный шлем Александра Македонского. Все бы ничего, если бы наш добряк не был похож на вора-рецидивиста. Теперь следствию нужно, чтобы светлый близнец бандита прикинулся злодеем и, проникнув в места не столь отдаленные, втерся в доверие подельников центрального антагониста.
Сложно поспорить с фантастичностью логлайна, смелыми идеями, да и вообще, главные герои — это ведь настоящие отбросы общества. Инновационно для 1971 года.
В качестве режиссера выступил Александр Серый, снявший проекты «Берегите мужчин» и «Иностранка», а сценарий написали Георгий Данелия («Кин-дза-дза!») и Виктория Токарева («Шла собака по роялю»). Дуэт народных писателей совместно трудился над еще одной знаменитой картиной под главенством Данелия — «Мимино».
Актерский состав также очень радует, потому что в нем задействованы суперзвезды советского кино. Основные роли достались блестящей четверке: Евгению Леонову («Большая перемена», «Полосатый рейс»), Георгию Вицину («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «12 стульев»), Савелию Крамарову («Иван Васильевич меняет профессию») и Раднэру Муратову («Афоня»).
На вторых планах можно увидеть Эраста Гарина («Обыкновенное чудо»), Наталью Фатееву («Место встречи изменить нельзя»), Олега Видова («Летучая мышь»), Николая Олялина («Ночной дозор») и Любовь Соколову («Ирония судьбы, или С легким паром!», «Самая обаятельная и привлекательная»).
Вот Сан Саныч Белый попадет в казненный дом и знакомится там с Хмырем и Косым, и, несмотря на скользкий род занятий, оказываются уголовники не таким уж плохими ребятами. Персонажи не лишены сердечности и собственной драматичной истории, которой на протяжении развития событий мы успеваем проникнуться.
Хотя, тандем аферистов больше напоминает глупых клоунов и неудачников с помаркой на лице: «Это были мы, но как вы догадались?».
Короче, не удается лжебандюге выведать информацию от сообщников «доцента» — тогда руководство операции прибегает к более серьезной мере: организовать компании гангстеров побег, чтобы те привели к заветному пункту хранения украденного экспоната. Конечно же, миссия оборачивается факапом — уже с ее старта все идет не так и почему-то вместо трех удравших исчезло четверо…
Музыка в юмористическом детективе очаровывает своей точностью и многогранностью, она то яркая и трогательная, то комичная. Композиции не просто заполняют эфир и звуковую пустоту, а помогают выделить важные точки повествования, будь то прикол или умилительная сцена. За саундтрек отвечал заслуженный деятель музыкального поприща Геннадий Гладков («Человек с бульвара Капуцинов»).
«Джентльмены удачи» примечателен вообще всем, что он собрал в недрах одного блокбастера: каст, цепляющие словечки, предыстория появления драмы, фабула и даже нарочито несоветское наименование, вынесенное во главу фильма!
― А ты зачем бежал?
― Все побежали, и я побежал.