16+

Ирония судьбы, или С легким паром!

Дата выхода
1 января 1976 года
Страна
СССР
Жанр
мелодрама, комедия
Режиссёр
Эльдар Рязанов
Телеканал/Видеосервис
Premier
Продолжительность
3 ч 04 мин
О сериале
Новогодний набор: елка, оливье и «Ирония судьбы»
В ролях
Андрей Мягков
Женя Лукашин
Барбара Брыльска
Надя Шевелёва
Юрий Яковлев
Ипполит
Александр Ширвиндт
Павел
Георгий Бурков
Миша
Александр Белявский
Саша
Лия Ахеджакова
Таня, подруга Нади
Любовь Добржанская
мать Жени
Ольга Науменко
Галя
Валентина Талызина
подруга Нади
Рейтинг сериала
8.1 /10Рейтинг кинокритиков
6.4 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание
Новогодний набор: елка, оливье и «Ирония судьбы»

Когда зима наряжает в белоснежные узоры окна, а в воздухе уже витает предчувствие новогоднего чуда, на экраны каждый раз возвращается добрый старый друг, с теплом гостеприимной бани и непредсказуемыми поворотами судьбы. Вечер 31 декабря многих российских семей невозможно представить без легендарного фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эта картина стала не просто кинематографической классикой, но и частью новогоднего ритуала и символом праздника.

Фильм начинается с преамбулы, в которой иронично объясняется сходство типовой застройки в советских городах. Затем сюжет переносит нас в Москву, где группа друзей, традиционно собравшись в баню 31 декабря, после вполне справедливой праздничной попойки, случайно отправляют в Ленинград одного из своих — Евгения Лукашина (Андрей Мягков). Проснувшись в самолете, не ведая, как он туда попал, и все еще находясь под влиянием алкоголя, Женя приземляется в ленинградском аэропорту. Он берет такси и дает таксисту свой московский адрес, который, к удивлению, совпадает с ленинградским адресом — даже ключи подходят к двери квартиры. Далее герой просто засыпает в постели, полагая, что он дома в Москве. Когда хозяйка квартиры, молодая женщина по имени Надя (Барбара Брыльска), возвращается домой, она обнаруживает в своей постели незнакомого мужчину.

До того как стать фильмом, сюжет первоначально воплотился в пьесе «С легким паром, или Однажды в новогоднюю ночь…», написанной Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским, которая с 1969 года с большим успехом шла на театральных подмостках. Основой для сюжета  послужил реальный случай, произошедший с одним из их знакомых в канун Нового Года: после посещения бани он направился к приятелям, где проходило празднование юбилея бракосочетания. Герой данной истории сильно напился и один из гостей решил его разыграть — отвез на железнодорожную станцию и, заплатив проводнице, уложил в вагон поезда, направляющегося в Киев, с веником, портфелем и пятнадцатью копейками в кармане.

Приступая к авторской экранизации пьесы, Эльдар Рязанов сначала обратился на «Мосфильм», но неожиданно режиссеру отказали в постановке, назвав сценарий легковесной комедией, да и еще пропагандирующей пьянство. 

Зато «Гостелерадио» дало добро на постановку двухсерийного телевизионного фильма. Дело оставалось за подбором актеров. Первоначально, на роль Жени Лукашина упорно метил сам Андрей Миронов — уж очень он хотел сыграть в новом фильме Эльдара Рязанова. Но режиссер совсем не видел в Миронове того героя, а уж посмотрев фотопробы Миронова с попытками придать себе нелепый вид для роли Лукашина, Рязанов и вовсе не смог сдержать смеха. А вот не имевший тогда популярности актер Андрей Мягков прошел пробы и оказался для режиссера наиболее убедительным.

Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и непринужденностью. Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко».
Эльдар Рязанов, режиссер

На роль Нади Шевелевой пробовались многие актрисы, в том числе Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Ольга Немоляева, но Рязанову не подходил никто. 

Но вспомнив про фильм «Анатомия любви», где сыграла польская актриса Барбара Брыльска, Рязанов решил взять ее на роль, и актриса согласилась. Но существовала огромная проблема: Брыльска говорила с сильным акцентом. В итоге, в кадре сыграла Брыльска, переозвучила ее Валентина Талызина, а песни спели голосом Аллы Пугачёвой.  

Роль Ипполита первоначально должен был играть Олег Басилашвили, и он даже успел сыграть в ряде эпизодов, но по трагическим семейным обстоятельствам покинул съемки. Его заменил Юрий Яковлев, но Басилашвили в каком-то смысле остался в фильме — именно его мы видим на фотографии Ипполита, которая лежит на снегу. Рязанов так и не успел переделать тот эпизод, так как его снимали на природе, а снег уже растаял.

«Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева.

При этом, по большей части съемки проходили в павильонах «Мосфильма». Они заняли относительно небольшой промежуток времени, а большая часть процесса пришлась на лето — поэтому снег и зимнюю атмосферу пришлось искусственно воссоздавать.

«Ирония судьбы, или С Легким паром!» был впервые показан 1 января 1976 по телевидению. Аудитория первого показа оценивалась в 100 миллионов зрителей. Эльдар Рязанов был поражен таким успехом фильма, в день премьерного показа его буквально закидали телеграммами, а 7 февраля фильм, по многочисленным просьбам, показали повторно. В сокращенном варианте фильм шел и в кинотеатре и собирал полные залы. На настоящий момент, показ фильма по телевидению 31 декабря и 1 января стал новогодней традицией.

Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией. Хотелось сделать ее максимально жизненной, чтобы зритель безоговорочно верил в реальность невероятных происшествий.
Эльдар Рязанов, режиссер

Разворачиваясь в канун Нового года, «Ирония судьбы» затрагивает самые теплые и сердечные моменты праздника. Время, когда прошлогодние невзгоды остаются позади, но взамен открывается целый год возможностей и надежд. Фильм воплощает образ новогоднего чуда, и зритель подсознательно начинает верить в сказочные перипетии судьбы и в новые начинания. Фразы из фильма вошли в обиход и стали крылатыми; музыкальные темы Микаэля Таривердиева практически стали синонимами новогоднего настроения. Больше того, фильм ностальгически напоминает о том, как праздновали Новый год во времена СССР, создавая связь поколений.

Эльдар Рязанов и его команда сняли кино о любви, дружбе, случайности и предназначении — о вещах вечных и понятных каждому, независимо от календаря. «Ирония судьбы» напоминает нам, что новогодняя ночь — это время, когда желания могут сбываться и сбываются, а самое важное — это тепло человеческих отношений. Это история тепла, любви и счастливого случая. История, которая так важна в последний день уходящего года.

На одной из творческих встреч мне прислали записку, которую я хочу процитировать почти дословно:

«Моя приятельница, разуверившись во всем и вся, решила распрощаться с этой жизнью. Она сделала прическу, маникюр и облачилась в свое самое нарядное платье: потом она хотела быть такой же красивой, как до того.

Делала она все это не в состоянии аффекта, а совершенно спокойно и сознательно. Она села в кресло около телевизора и включила его. На экране Ширвиндт покупал в палатке бутылку шампанского. Шло начало «Иронии судьбы»...

Моя приятельница жива до сих пор. Она недавно купила кассету с этим фильмом и смотрит его, как она выражается, «по мере надобности».
Эльдар Рязанов, режиссер



Лучшие цитаты:

Зачем вы пошли в баню? У вас что, дома ванной нет?
Какая гадость... Какая гадость эта ваша заливная рыба!
— Я не проходимец, неужели вы этого не видите? Я несчастный человек.
— Как будто несчастный человек не может быть проходимцем.
— Да и бельишко у Вас, как я успел заметить, не по сезону. Схватите воспаление легких и ага.
— Что «ага»?
— Летальный исход.
— А у вас ботиночки на тонкой подошве, так что умрем рядом.
Господи, как скучно мы живём! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам. Мы перестали делать большие и хорошие глупости...
Егор Окунев
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)