«Иван Васильевич меняет профессию» — экранизация пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Интересно, что в работе писатель вдохновлялся другим своим произведением — «Блаженство». Кстати, оригинальный текст Булгакова не публиковался при его жизни и не был поставлен на сцене из-за цензуры.
При этом, Леонид Гайдай («Спортлото-82», «Не может быть!», «Деловые люди») не побоялся и снял комедию, которую до сих пор пересматривают с удовольствием, особенно на новогодние праздники — несмотря на то, что фильм совершенно не новогодний, а действие сюжета разворачивается летом. После того, как «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в кинотеатрах, он стал абсолютным лидером показов, собрав аудиторию в 60 миллионов.
«Иван Васильевич меняет профессию» после своего выхода обрел не только советскую, но и международную славу. Впервые его показали в Нью-Йорке, где во время визита Брежнева в июне 1973 года проходил фестиваль новых советских фильмов. Правда, путешествуя по миру, название комедии как только не коверкали. Например, в 2002 году американские прокатчики записали ленту на DVD как «Иван Васильевич: Назад в будущее», в Финляндии фильм знают под названием «Иван Грозный Булгакова», а в Венгрии — «Привет! Я царь Иван».
Многие критики долго не понимали феномена гайдаевских комедий. Но со временем пришли к выводу, что успехом движет скорость. Фильмы не затянуты, в них нет передышки — одна сплошная динамика. Все кадры проносятся моментально, друг за другом, сменяя повествование. Стоит пропустить мельчайшую деталь или отвлечься, все — уже непонятно, в чем дело. При всем при этом комедия не претендует на историческую достоверность, в ней множество временных несоответствий. Но это Гайдаю простили.
В новом фильме знакомый зрителю Шурик (Александр Демьяненко) получил долгожданное развитие. Вчерашний студент стал успешным инженером-изобретателем и даже женился на красавице Зине (Наталья Селезнёва). Только вот она оказалась той еще «штучкой», приключений ей не хватает, да и роль обещали крупную в театре. Поэтому Зина решила уйти к Якину (Михаил Пуговкин). Однако Шурик даже не успел соскучиться, ведь ему на голову свалился сам царь Иван Васильевич Грозный (Юрий Яковлев) уж очень похожий на управдома — Ивана Васильевича Буншу.
Грозный и Бунша — одно лицо, поэтому подмены никто не заметил. Но Шурику нужно срочно исправлять ситуацию, ведь вмешиваться в историю и ход времени — затея не самая безопасная. Кто знает, что Бунша может натворить, управляя целым государством, да еще и под воздействием афериста Жоржа Милославского (Леонид Куравлёв).
Интересно, что Юрий Яковлев («Идиот», «Гусарская баллада», «Ирония судьбы, или С легким паром!») из Театра Вахтангова обошел сильных соперников. На роль Ивана Васильевича (и Грозного, и Бунши) пробовались Евгений Лебедев, Евгений Евстегнеев и Георгий Вицин.
Еще одним новичком в гайдаевском фильме стал Леонид Куравлев («Когда деревья были большими», «Живет такой парень», «Золотой теленок»), который уже играл жулика. Но в «Иване Васильевиче» актер шагнул дальше — он успешно воплотил на экране роль обаятельного интеллигентного мошенника, на которого бы в жизни никто не подумал.
Большое недовольство среди известных режиссеров вызвал Михаил Пуговкин («Штрафной удар», «Огонь, вода и ... медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса»), который играл преимущественно негативные роли. А Гайдай увидел Михаила в такой солидной роли, правда, и ее назвать исключительно положительной нельзя: Якин больше подлец, чем герой.
Владимир Этуш («Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Старая, старая сказка», «Приключения Буратино») прекрасно вписался в роль ограбленного в картине Шпака. Его герой — дотошный, противный и слишком самоуверенный тип. Владимир был настолько убедителен, что, когда в 2007 году воры в действительности ограбили квартиру Этуша, после того, как узнали, кого «обчистили», вернули артисту похищенное имущество.
«Иван Васильевич меняет профессию» — настоящее достояние советского кинематографа, которое пересматривают и новые поколения. Комедия не потеряла своей актуальности, а юмор остался таким же понятным, даже для молодежи. Не так давно на YouTube вышел ролик, в котором комедия на экране соединилась с комедией в жизни: современные итальянцы знакомятся с легендарным фильмом, не скрывая своих эмоций. Это показывает, что «Иван Васильевич меняет профессию» — фильм не только на все времена, но и для любой страны.