«Падение Токио» — это реальная история о масштабном землетрясении и разрушенной части атомной электростанции, в экранизации которой мы можем наблюдать за борьбой личного долга и корпоративной бюрократии, развернувшейся в разгар страшных событий.
В центре сюжета находится Александра, заядлая трудоголичка и генеральный директор крупного французского банка в Токио. Женщину дома ждут двое маленьких детей, на родине скучает муж, а у нее на уме — будущие увольнения, просчеты рисков и возрождение былой динамики, предшествующей последнему кризису.
И вот, в самый стрессовый момент, во время отстранения перспективного сотрудника в рамках планового сокращения штата, офис сильно начинает ощутимо так потряхивать. То есть, такое уже было, но, со слов героини, не столь агрессивно и длительно. По новостям транслируют предупреждения и демонстрируют масштабы случившихся колебаний, вызвавших цунами: куча жилищ, людей, машин смешались в кашу. Главное же бедствие — авария на АЭС в Фукусиме.
Местные жители и клерки компании быстро понимают, что экологическая катастрофа затронет семьи каждого и, что еще ужаснее, придется делать выбор: оставаться человечным или спасать собственную шкуру.
В кресле сценариста и режиссера оказался Оливье Пейон, а в качестве его соавтора выступил Сирил Броди, который уже работал совместно с постановщиком над картиной «Маленькие каникулы».
Главные роли достались Карин Виар («Идеальная няня»), Стефану Баку, снявшемуся во «Французском вестнике» Уэса Андерсона, Юми Нарите и Шарли Дюпону, засветившемся в «Убойном монтаже», а также Филиппу Юшану, замеченному в новом триллере Вуди Аллена «Великая ирония».
Со дня трагедии, 11 марта 2011 года, кинематограф неоднократно обращался к исторической энциклопедии Японии: Сэцуро Вакамацу создал экшен под названием «Фукусима», а Дорис Дёрри выпустила посттравматический «Привет из Фукусимы».
А что отличает «Падение» от других лент, описывающих все те же нелегкие времена для государства Восточной Азии? Драма Оливье Пейона фокусируется именно на героях повествования, на том, что происходит с ними и внутри них, а не на зрелищности катастрофы. Удивительно, как авторы точно передали национальную сдержанность японцев, ведь несмотря на переживаемый кошмар, жители Страны восходящего солнца демонстрируют чудеса хладнокровия и самообладания. Это особенно заметно на фоне Алекс, наводящей суету уже после первого подземного толчка.
Итак, руководящая верхушка фирмы бросает подчиненных на произвол судьбы, и только одна Александра мечется в нерешительности и старается принять лучшее решение из возможных. Ее одолевают волнения и за коллег, и за родных, к тому же, женщина привыкла, для начала, оставаться человеком, а после уже мамой, женой и далее.
Фильм поднимает крайне сложный вопрос — что правильнее: эвакуироваться с детьми из страны или посадить их на самолет, а самой возглавить тонущее судно?
Не просто ведь так мы лицезреем происходящий перед вспыхнувшем апокалипсисом разговор начальницы и ее помощницы, когда босс серьезно задумывается о балансе между карьерой и семьей. Может быть, превыше всего служба, нежели домочадцы?
«Падение Токио» — это морально-этический проект, сохранивший момент эпика за пределами кадра, но поставивший во главу тревогу и боль участников, которые угодили в недра бедственного капкана. Уникальность как раз состоит в отсутствии ожидаемых визуальных спецэффектов и прямого взаимодействия персонажей с катаклизмами. Подобного приема явно не хватает жанру, потому что изобилие жутких сцен не способно в полной мере погрузить зрителя в происходящую катастрофу, а личные эмоциональные испытания героев попадают в цель.- Странно, почему японцы не хотят уезжать?
- Кодекс самурая: общность, самоконтроль, ритуальные самоубийства.