Каково быть советским евреем
Точкой отправления к созданию фильма «Найди еврея» послужила одноименная выставка-книга Анны Наринской, одного из авторов проекта. Если в стенах галереи посетители могли прикоснуться к советским артефактам, то кинолента позволила пообщаться с антропологами и исследователями массовой культуры.
«Найди еврея» — это документальный ликбез, который берет на себя довольно масштабную миссию: объяснить аудитории, что такое быть евреем в стране советов.
Анна Наринская проводит исследование и встречается с архитектором Григорием Ревзиным, поэтому Анатолием Найманом, мультипликатором Натальей Червинской, музыкантом Псоем Короленко и преподавателем Майей Кац. Творческие герои описывают путь в профессию, столкновение с антисемитизмом и подводные камни диаспоры, послужившие следствием пятой графы в паспорте.Хотя тема и серьезная, со зрителем говорят на понятном языке, где-то шутливо, а местами на сленговом молодежном.
Журналистка выдвигает предположения о том, кто мог быть евреем из поп-культурных персонажей. Может быть, чебурашка? В мультфильме сценаристка нашла множество отсылок: плакаты Гены, схожие с брачными декларациями молодых людей в синагоге, любовь маленького героя к апельсинам и ландшафты картины, вдохновленные московским иудейским храмом.
На примере анимации преподаватель истории искусств Майя Кац рассказывает, как советские кинематографисты воспроизводили собственный опыт на большом экране. Как чебурашка честно и открыто передавал тяжесть существования в пространстве, где ты кардинально отличаешься от большинства, а кот Леопольд стереотипизировал образ иудея.
Еврейство и национальность входили в список взрослых тем, что подчеркивает Псой Короленко, один из гостей проекта. На протяжении всей истории евреям приписывали масонство и делали из них универсальных врагов. При этом, советский мейнстрим пестрит пасхалками к культурному наследию семитов.
Помимо кинофабрики, ставшей местом притяжения евреев, они, к удивлению, были и среди политиков. Раскрыть этот заговор Анне Наринской, конечно, не удается, поскольку сложно раскопать то, о чем и в прошлом говорили неохотно.
Автор прикасается к тайным знакам, вмонтированным в достояние архитектуры Москвы и предлагает пересмотреть хронику со знанием того, что члены иудейской общины запечатлены даже если не в конкретике, то в интонации. Это может быть как комедия, построенная на акцентном персонаже, так и переделанная песня с мотивами еврейской музыки.
Анна Наринская сделала и фильм, и выставку под простым названием «Найди еврея», которые вместе обыграли систему умалчивания. Спрятанные приметы и существование всего «еврейского» журналистка извлекла из черного ящика на первый план. Такая стратегия была использована именно потому, что в скрытом публика видит намеки даже там, где их нет.
Для людей, живущих в тотальной цензуре, в данном случае речь идет о «еврейском вопросе», табуированная тема становится предметом горячего поиска.
Документальная лента уникальна своей прямолинейностью и храбростью говорить о вещах, которые спустя десятилетия остаются деликатными.
Советский еврей — это человек, которого вынудили быть евреем. Это значит, что он очень далеко стоит от своих истоков.
Евреи, оказывается, проникли не только в верхушку советской власти, а практически всюду. Кругом одни евреи. Чебурашка, например, тоже еврей, и кот Леопольд, старик Хоттабыч бормочет заклинания на иврите.
Я о своем еврействе узнал случайно, читая паспорт отца. И на вопрос: «Как, разве мы евреи?» Мне ответили: «ну да, а что?».
— А почему же вы мне никогда об этом не говорили?
— А мы разве говорили, что мы русские?
Когда я говорил, что я еврей, мне сказали: «Ну зачем ты так о себе?».