Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал главным российским хитом 2023 года. Некоторые удивляются, почему же типичная история про бандитов нашла свою аудиторию в XXI веке. Было бы интересно взглянуть на лица этих же людей, когда в 2002 году вся страна приникла к экранам телевизора, ожидая эпизодов «Бригады». Можно попытаться все объяснить тем, что Россия старалась осознать произошедшее, но, похоже, мы до сих пор занимаемся этим. Для старшего поколения, особенно выросшего в провинциальных городах, это стало напоминанием о том, что они видели самостоятельно, а новому — изобразили все ужасы «казанского феномена».
Странно полагать, что такой сюжет действительно романтизирует жизнь в ОПГ. Молодых парней там постоянно бьют, оплевывают, грабят, а сами бандиты-гопники тусуются в каких-то подвалах, общагах и дворах. Мало роскоши и крутости, больше крови, насилия и сломанных судеб. И этому, на удивление, помогает фирменный режиссерский стиль Крыжовникова. Постановщик проявил себя благодаря своей комедией «Горько!», где через мокьюментари-съемку показывал нелицеприятные моменты российских свадеб. А через крупные кадры и вечно бегающего за героями оператора хорошо видны разбитые как морды, так и судьбы. А вплетенные в монтаж архивные фотографии и досье еще раз напоминают зрителю о том, что подобное было и что никогда ничем положительным оно не закончится. Отдельного упоминания достоин умный подход режиссера к музыкальному оформлению. Если хиты 80-х вроде «Седой ночи» или «Летнего дождя» могут вызывать ностальгическое чувство и даже окрасить все в более светлые тона, то резкие включения современной музыки как будто выдергивают смотрящего из розовых очков. Особенно сильно это чувствуется в последней серии.
Основной каст требует похвалы. Рузиль Минекаев и Леон Кемстач, до этого часто не мелькавшие в кино, отлично отыграли свои роли и последующие изменения, постигшие их персонажей. Марат Минекаева пугает гопацкими приемчиками в начале, но со временем вся эта персона рушится. Он сталкивается с суровостью жизни, и у него ничего не остается, кроме как плача, который даже чушпаны посчитали бы жалким. А Андрюша Кемстача с каждой минутой теряет свой невинный образ, и его взгляд, который он кидает в камеру в последней сцене, предвещает только монстра, что в девяностых развернется на полную. Однако стоит отметить, что уже Вова Адидас в исполнении Ивана Янковского смотрится не совсем естественно. Если как харизматичного лидера района в нем увидеть можно, то вот ветерана Афгана — вряд ли. Не особо видится в его глазах выдержки военного. Нельзя забывать и про женских персонажей. Особенно хочется выделить Юлию Александрову, что пронзительно передала постепенное схождение с ума своей героини. Ее сюжетная линия подчеркивает, как участие в группировке влияет не только на его участников, но и на их близких.
И, раз столько хорошего можно сказать про сериал, возникает главный вопрос: имеет ли он право претендовать на место культовых шоу? Если говорить про «Бригаду» и «Бандитский Петербург», то определенно да. Крыжовников смог продемонстрировать весь кошмар таких организаций иногда даже жестче, чем это делали 20 лет назад. Но что насчет западных произведений? Часть людей, которым «Слово пацана» даже понравилось, оказались не в восторге, что его сравнивают с «Сопрано» или «Во все тяжкие». Они изменили американское телевидение, по-новому показав путь антигероя. Они затронули темы психологии, человеческого счастья и основ общества. Тут же рассказали трагедию о конкретной эпохе, особенно не экспериментируя. Однако у авторов есть возможность попробовать себя в таком формате в потенциальном втором сезоне. По крайней мере, фанатам кажется, что переснятый финал намекает именно на это.