«Последний рейс» — это полнометражный дебют норвежской режиссерки Анны Гуттормсгард, который был снят по ее собственному сценарию. В первые минуты кажется, что зрителя познакомят с тяжелой работенкой дальнобойщиков, но роуд-муви быстро набирает криминальные обороты.
Центральная героиня Салли — это матерая женщина, чья рутина заключается в транспортировки грузов и не всегда легальных. У нее есть серьезная причина для нарушения закона — она делает это для своего брата, который находится в тюрьме. Чтобы обеспечить его безопасность, Салли вынуждена перевозить запрещенные товары для местной мафии.
Картина окутана атмосферой жизни на колесах: бесконечная дорога, сменяющие друг друга виды, ночевки в мотелях и за занавеской прямо в кабине. Вся романтика дорожных приключений балансирует с непривлекательной стороной кочевничества.
После очередного свидания с осужденным, главная героиня уезжает забирать «груз», оказавшийся маленькой девочкой. По ошарашенному лицу водителя фуры мы быстро понимаем, что ранее женщина не сталкивалась с рынком «живых». Даже несмотря на существующие принципы и нормы морали, которые Салли сохранила в себе, она осознавала ужас происходящего.
Эта последняя перевозка должна стать финалом в криминальной жизни брата и сестры, однако ФБР обращает внимание на Салли, и ставки поднимаются еще выше.
Главные роли в проекте исполнили оскароносная Жюльет Бинош («Три цвета: Синий») и молодая актриса Хала Финли («Гипнотик»). На втором плане оказались более известные массовому зрителю артисты: Морган Фримен («Побег из Шоушенка», «Пока не сыграл в ящик»), Камерон Монахэн («Бесстыжие», «Готэм»), Фрэнк Грилло («Воин» 2011 г., «Патруль» 2012 г.).
Сюжетная линия с детективами стоит отдельного упоминания, потому как детектив Джерик (Морган Фримен) и его юный напарник Стерлинг из ФБР (Камерон Монахэн) изображают классический союз старой и новой школы.
Джерик повидал слишком много, чтобы верить системе правоохранительных органов безусловно, а коллега — его полная противоположность, над которой старший детектив не устает подтрунивать.
В период работы над сценарием Анна Гутто, автор киноленты, родила первого ребенка, что, по ее словам, повлияло на глубину характера отношений главных героинь.
Похищенная девочка Лейла, ставшая предметом доставки и единственным собеседником Салли, очень скоро смягчает сердце дальнобойщицы.
Две случайные компаньонки оказываются не такими уж и разными. Салли — грубая и одинокая женщина, для которой транспортировка грузов представляется единственным выходом к выживанию. Лейла — похищенный ребенок, очевидно лишенный детства и повзрослевший против собственной воли.
У обеих героинь отняли дом и чувство защищенности, поэтому они вслепую бегут от преступного мира мафии.
«Последний рейс» — это одновременно банальная история, затрагивающая болезненные социальные проблемы, в то же время фильм спорит со стереотипным поведением или же представлением о нем у жертв описанных обстоятельств.
Человек, так или иначе связанный с преступностью, не обязательно бессердечный злодей первого значения: пострадавший может иметь силу и веру, а бороться с безграничным злом имеет смысл, пока оно еще существует.
Жюльет Бинош, исполнившая роль Салли, перебралась из Франции в США за год до начала съемок. Актриса приняла такое решение для полного погружения в образ, тогда она научилась водить грузовик. Оскароносная француженка днем проводила время в кабине фуры, а ночами спала за той самой занавеской, где располагаются спальные места у дальнобойщиков.
— Напиши стих об этом, в Йеле ведь так и делают.
— Нет, мы чаще эссе писали.
— Лезь назад, это опасно. Упадешь же!
— А какая разница? Главное - здорово.
— Отец мертв.
— Знаю, сама его гроб оплатила.
Стоянка тут огромная, ее даже сутенеры толком не знают.
Мне нужно в магазин, твои трусы мне велики. Или я должна ходить с обвисшей задницей?