В селе Ытык-Кюёль произошло немыслимое. Сенокосец Степан (Александр Чичахов), на днях упавший замертво, вдруг воскрес. Среди жителей ползут слухи, будто умерший стал призраком, однако быстро выясняется, что тот страдает от редкого недуга — при странных обстоятельства впадает в летаргический сон. Единственный, кто может отличить длительное состояние сна от смерти — местный художник-этнограф Иван Попов (Дариус Гумаускас). Степан переживает, что без новоиспеченного друга его снова могут похоронить раньше времени, поэтому когда тот отправляется в экспедицию собирать артефакты для музея, решает увязаться за ним.
Феномен кино родом из Республики Саха называют не иначе как чудом. Определение это появилось лет десять назад, когда стартовал первый Якутский международный фестиваль, и национальные фильмы начали уверенно покорять российские и зарубежные киноплощадки. В 2020 году якутская лента «Пугало» Дмитрия Давыдова стала лауреатом «Кинотавра», а за год до этого приза зрительских симпатий на ММКФ удостоилась работа Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится».
«Не хороните меня без Ивана» — вторая полнометражная работа режиссерки. Лента победила на российском фестивале авторского кино «Зимний» и была отмечена на кинофестивале стран ШОС в Индии.
Любопытно, что сюжет Любови Борисовой отчасти основан на реальных событиях. В начале XX века в якутском селе действительно жил русский этнограф и художник Иван Попов, заложивший основы якутского профессионального изобразительного искусства. Фотографии настоящих Ивана и Степана демонстрируются в конце фильма.
Русского этнографа сыграл Дариус Гумаускас. Его персонаж Иван Попов — рациональный мыслитель и сторонний наблюдатель, не позволяющий себе целиком отдаваться эмоциям. Сенокосец Степан в исполнении Александра Чичахова — полная противоположность. Герой смотрит на мир глазами ребенка и способен в обыденном, привычном и простом разглядеть что-то очаровательное. При этом конфликтов из-за контраста между характерами центрального дуэта ждать не стоит. Вместо них зрителю предлагают наблюдать за развитием доверительных приятельских отношений, а заодно закрепить в памяти свежий творческий тандем, который, хочется верить, еще появится на экранах.
Фильм мог бы стать своеобразным байопиком о жизни Попова, но историческим фактам постановщица предпочитает искусство. В «Не хороните меня без Ивана» реальность «чуть-чуть красивее», чем она есть. Оператор Семен Аманатов, работавший с режиссером и над ее предыдущим проектом, запечатлевает на камеру любовь, проявляющуюся ко всему вокруг. Вот пышущие зеленью луга, переливающиеся в бликах предзакатного солнца. Вот девушка в национальном костюме — настолько хорошенькая, что впору вновь предаваться грезам. А вот крупным планом предметы быта — на первый взгляд обычные, но при ближайшем рассмотрении поражаешься богатству фактур и деталей.
«Не хороните меня без Ивана» — якутский роуд-муви. В отличие от «Беспечного ездока», герои здесь не пытаются кардинально изменить свою жизнь и не предпочитают скитальческий образ жизни оседлому, как делает Ферн из «Земли кочевников». Все лучшее в ленте происходит здесь и сейчас, а путешествие становится попыткой запечатлеть реальность со всеми радостями и горестями, беспечностью и заботами, улыбками и слезами.
Для неподготовленного зрителя фильм может показаться несколько затянутым, но именно эта «медлительность» позволяет сполна насладиться моментом. Не случайно Степан говорит: «Во сне я ничего не боюсь, никуда не тороплюсь. Все лечу и лечу».