«Черный ящик» — французский параноидальный триллер, посвященный авиационной тематике. Режиссер нестандартно подошел к идее дотошного детективного расследования и целиком построил историю на поиске улик среди различных звуков, аудиосообщений и записей переговоров.
После крушения пассажирского лайнера погибают несколько сотен пассажиров. Талантливый авиационный аналитик Матьё (Пьер Нинэ) начинает сомневаться в официальной версии произошедшего и пытается провести собственное расследование. Он берется за расшифровку черного ящика, который должен пролить свет на дело. Но постепенно герою начинает казаться, что вокруг авиакатастрофы формируется масштабный заговор.
Действие фильма разворачивается среди многочисленных офисов и кабинетов. Темно-синяя палитра картины отлично подчеркивает холодность и отстраненность героев.
Сюжетно «Черный ящик» крайне увлекательно построен и постоянно держит в напряжении. За упорного героя-одиночку, пробирающегося сквозь ложь и недомолвки коллег, трудно не переживать. Ближе к кульминации атмосфера фильма накаляется до предела, а финал может даже шокировать.
Главную роль исполнил французский актер Пьер Нинэ, известный в первую очередь по биографическому фильму «Ив Сен-Лоран». Его персонаж в «Черном ящике» — профессионал своего дела, который привык всё доводить до конца. Он начинает замечать странности в расследовании авиакатастрофы и пытается добраться до истины.
Строгого начальника героя сыграл знаменитый французский актер Андре Дюссолье, игравший в фильмах «Всё прошло хорошо», «Невезучие» и «Видок». Он же озвучивал рассказчика в культовом ромкоме «Амели».
Для режиссера Яна Гозлана «Черный ящик» — несомненный успех, ведь предыдущие работы постановщика получали мало внимания от критиков и зрителей. Но в случае с этой картиной он не прогадал. Фильм собрал почти 10 миллионов долларов в мировом прокате и получил хорошие рецензии от прессы. Ленту даже номинировали за лучший сценарий на престижную кинопремию «Сезар».
«Черный ящик» примечателен тем, что это классический фильм о заговоре, которые сегодня почти не снимают. Он напоминает знаменитые картины из 90-х вроде «Дело о пеликанах» с Джулией Робертс или «Свой человек» Майкла Манна.
Фильм Яна Гозлана затрагивает темы морали и этики, противостояния одного человека и масштабной системы, а также вседозволенности и коррупции в гигантских корпорациях. Оставаясь полностью жанровым продуктом, картина способна заставить зрителя задуматься о том, как легко в современном мире можно скрыть от общества настоящую правду. Кроме того, проект знакомит зрителя со сложным миром авиабизнеса, показывая его с новой стороны.
К минусам ленты можно отнести специфическую авиационную тематику, которая не каждому придется по вкусу. Создатели сильно углубляются в технические подробности и различные термины, так что совсем неподготовленному зрителю может быть тяжеловато следить за ходом событий.
«Черный ящик» понравится тем, кто скучает по захватывающим дух европейским детективам, в которых ставка делается не на экшен и динамику, а на атмосферу и тщательно проработанный сюжет.