Итак, Галаад. Нет, это не имя главного героя, а название неопределенной части США в недалеком будущем, где после серьезных климатических изменений уровень рождаемости в некоторых штатах понизился до критического, а каждый здоровый младенец стал на вес золота. В результате революции власть захватили фанатики, которые свели все насущные проблемы к повышенной женской греховности и на всякий случай запретили все, кроме церквей и продуктовых магазинов с однообразными продуктами по талонам. Оставшихся фертильных женщин пометили биркой «служанка», и они в буквальном смысле оказались в рабстве у псевдорелигиозного государства с ярко выраженной патриархальной системой, которая с приходом к власти Трампа показалась американским зрителям по-настоящему близкой и пугающей.
«Рассказ служанки» (The Handmaid’s Tale) — классическая антиутопия. Сериал, снятый группой североамериканских режиссеров и сценаристов по роману урожденной в Канаде Маргарет Этвуд, получившей Букеровскую премию за продолжение истории под названием «Заветы», был с восторгом принят как критиками, так и зрителями (на Rotten Tomatoes 92% со средним рейтингом 8.65/10). Брюс Миллер, автор проекта и режиссер нескольких серий, в буквальном смысле вывел стрим-сервис Hulu на свет, а сам сериал уже заслужил победу в нескольких номинациях телепремии «Эмми», включая «Лучший драматический сериал» и «Лучшую женскую роль в драматическом сериале».
Весь ужас новоиспеченной республики открывается зрителю благодаря истории Фредовой (Элизабет Мосс), в прошлом счастливой американской матери и жены Джун Осборн, а в настоящем вынужденной служанке-роженице при командоре Фреде Уотерфорде (Джозеф Файнс) — отсюда и новое имя, обозначающее принадлежность. Его жена Яснорада (Ивонн Страховски), в прошлом ярая активистка, одна из основательниц новой республики, теперь носит исключительно зеленое и большую часть времени скорбно молчит, не имея больше права голоса.
Так как среднестатистическая жена Галаада не в состоянии производить потомство, она с пугающей радостью готова взяться за воспитание чужого ребенка, которого с маниакальной зависимостью ожидает в результате чудовищного ритуала — грубого изнасилования служанки главой семейства, сопровождающегося чтением молитв с совершенно невозмутимыми выражениями на лицах присутствующих. После того, как служанка справляется со своими обязанностями, она оставляет ребенка в семье, а сама перемещается в новый дом, где ее ждет еще одна такая же история. Как писал Олдос Хаксли — «теперь каждый счастлив».
В мире, выдуманном Этвуд аж в 1986 году, положение дел порой кажется даже более выкрученным, чем у классических уже вариантов Оруэлла или Замятина, что, с одной стороны, нагнетает атмосферу, а с другой — заставляет скептиков придирчиво склонить голову набок, выражая сомнение в логике действий высших инстанций при вымирании человечества. Неужели и правда катастрофа таких масштабов может завершиться чтением Ветхого Завета, тоталитарным режимом с автоматами времен Второй мировой и непоколебимой верой сомнительным святым писаниям вместо генной инженерии и научных открытий будущего?
У сериала уже вышли второй, третий и четвертый сезоны.