Мама, это я
Мы все сотканы из моментов из детства. И этот тезис осмысливается в мировой культуре не только сейчас, когда психотерапевты и психологи научили нас заглядывать в детские воспоминания и искать причину всего в прошлом. Нет, старые страхи, мечты, обиды и достижения всегда были и останутся одними из главных движущих факторов для персонажей. А работает это ровно потому, что с реальными людьми это тоже работает.
Катя из фильма «Время года зима» (Юлия Снигирь) всю жизнь из кожи вон лезет, чтобы доказать, что она лучшая во всем. У нее впечатляющая карьера, ответственная работа, серьезные заказчики и хорошая репутация. Личная жизнь так себе, но для галочки необходимые атрибуты имеются. А еще она не может петь при посторонних и боится публичных выступлений. Все это — отголоски одного воспоминания из детства: актовый зал, хор, песня «Мама — первое слово», страх сцены, слезы, угрожающая кулаком мама в зрительном зале.
У меня были три задачи. Показать, что в конце туннеля есть свет. Сделать так, чтобы после фильма родители и дети хотя бы позвонили друг другу. И чтобы, если у кого-то происходят подобные ситуации, появляются непонятные симптомы, стало ясно, куда бежать.
Светлана Устинова, режиссерка
К этой сцене создательница фильма Светлана Устинова еще не раз будет возвращать зрителей, чтобы напомнить нам, почему Катя поступает, как поступает. Сейчас главная героиня уже взрослая самостоятельная женщина, сохранившая много невысказанной обиды по отношению к матери (Евгения Добровольская). Возможно, Катя была бы и рада общаться с мамой как можно реже, но обстоятельства сложились так, что ей пришлось сильно пожалеть о таком выборе. Катя узнает, что ее мама начинает терять память, и замечает, что та и правда стала вести себя странно и постепенно становится опасной для себя и окружающих. Одному богу известно, сколько еще времени отведено матери и дочери на то, чтобы побыть вместе. Только серьезный диагноз заставляет карьеристку отойти от дел и попытаться наладить отношения с самым близким человеком. Женщинам предстоит многое рассказать друг другу, после чего жизнь Кати едва ли будет прежней.
«Время года зима» — это история об отношениях матери и дочери. Между ними вроде бы все нормально, но они не общаются. Наверное, это такая современная болезнь, что в семье не привыкли общаться с детства, не стали друзьями и в итоге разошлись, хотя, казалось бы, мама с дочкой — самые близкие друг другу люди.
Светлана Устинова в интервью Forbes
Режиссерский дебют Светланы Устиновой частично автобиографичен: у ее мамы был тот же диагноз, как и у экранной героини Добровольской, поэтому многие сцены из фильма описывают реальную жизнь семей, где один из близких теряет память. Возможно, именно личные переживания позволили создательнице фильма сделать его настолько пронзительно честным и драматичным. Устинова сняла картину, в которой вечная тема отцов и детей раскрывается без стереотипов, нравоучений и пафоса — только глубоко личные чувства, скорбь и безграничная любовь, которая проявляется в фильме совсем не так, как мы привыкли представлять это чувство. «Я хочу к маме», — кричит Юлия Снигирь, пока зрители сдерживают комок в горле. И в этом «хочу» — все то, что не получится выразить в словах.
Мне кажется, это очень универсальная история про мам и дочерей. Такая типичная модель отношений, вечные «отцы и дети». Еще фильм про то, что все мы родом из детства и оттуда тащим все наши травмы и фобии. И, наверное, неплохо было бы с ними разобраться, потому что часто то, что в детстве казалось большим, страшным и запутанным, оказывается не столь ужасным, когда ты вырастаешь. И это приносит огромное облегчение.
Юлия Снигирь, актриса