«Подмосковные вечера» — это переиначенное режиссером Валерием Тодоровским и сценаристами знаменитое произведение Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Классичкская повесть, входящая в школьную программу, была написана в далеком 1864 году, однако, как видно, актуальность свою не потеряла. Тодоровский существенно осовременил работу писателя, перенес действие на обычную подмосковную дачу и придал истории окраску если не мрачного нуара, то добротного драматического триллера.
Сюжет построен вокруг истории обычной машинистки Кати Измайловой, которая работает наборщицей у собственной свекрови, известной писательницы детективов, властной и влиятельной женщины. Катин муж Митя — настоящий безынициативный тюфяк, любовь девушки к которому практически сошла на нет. Жизнь Екатерины скучна и однообразна. Увидев, что невестка не в настроении, Ирина Дмитриевна вывозит ее за город на дачу, оставив сына в городе.
Именно там неизбалованная жизнью Катя встречает мужественного и сильного плотника Сергея, страсть к которому вспыхивает как спичка. Работяга также не равнодушен к девушке, и у них начинается головокружительный роман. Свекровь быстро замечает измену невестки и предлагает девушке как можно быстрее покинуть дачу, но, увидев Сергея, выходит из себя. Во время скандала у писательницы начинается приступ, коварная невестка решает бездействовать, поэтому Ирина Дмитриевна умирает. Любовники дописывают детективный роман за погибшей, поменяв концовку на счастливую. В скором времени на дачу приезжает Митя, который бросается в драку с плотником и, конечно же, погибает. Но, как известно, страсть не вечна, вскоре Сергей возвращается к своей бывшей девушке Соне, Катерину такое развитие событий не устраивает. Она готова устранить каждого, кто встанет на пути ее любви.
Картина является результатом совместной работы российской съемочной группы и французских продюсеров. Именно поэтому в ней одновременно есть место русским реалиям того времени и поистине голливудским страстям. Во Франции фильм шел в прокате под названием Katia Izmailova. Съемки происходили в весьма ограниченном пространстве, тут не увидишь фантастических пейзажей и цветового разнообразия. Скорее в глаза бросается мрачноватая и какая-то тяготящая атмосфера. Даже постельные сцены в фильме крайне целомудренны и эстетичны, что очень напоминает европейское кино эпохи восьмидесятых. Борьба страстей происходит по большей части внутри персонажей, нежели на показ.
Прекрасно скрывать бурлящие эмоции Кати, прикрывая их улыбкой или легкой гримасой боли, получилось у Ингеборги Дапкунайте, на тот момент уже проявившей свой драматический талант. В тандеме с ней отличная склочная свекровь вышла из не нуждающейся в представлении Алисы Фрейндлих. Самой яркой сценой для нее стал скандал с вылетающей из уст нецензурной бранью и предсмертной гримасой, застывшей на лице. Владимир Машков также идеально вошел в роль подлого и честолюбивого любовника. Вторая мужская роль в фильме досталась Александру Феклистову. И даже в образе безвольного маменькиного сынка он смог изобразить драму и отчаяние персонажа в момент осознания происходящего на даче. Также в триллере в роли следователя можно увидеть известного актера Юрия Кузнецова, фильмография которого пестрит подобными амплуа.
Критики неоднозначно приняли картину и так и не смогли сойтись во мнении о ее жанровой принадлежности. Одни считали «Подмосковные вечера» триллером, другие — драмой, третьи — образцом нуара. Несомненно лишь то, что Валерий Тодоровский смог сделать по-настоящему стильное и качественное кино для своего времени.