16+

Про уродов и людей

Дата выхода
20 мая 1998 года
Дата выхода (мир)
20 мая 1998 года
Страна
Россия
Жанр
историческая драма, драмеди
Режиссёр
Алексей Балабанов
Телеканал/Видеосервис
Premier, Кинопоиск, Иви, Okko, KION, Wink
Продолжительность
1 ч 33 мин
О сериале
Балабанов ищет грань между правдой и иллюзией
В ролях
Сергей Маковецкий
Иоган
Виктор Сухоруков
Виктор Иванович
Динара Друкарова
Лиза
Анжелика Неволина
Екатерина Кирилловна
Алексей Де
Коля
Чингиз Цыдендамбаев
Толя
Вадим Прохоров
Путилов
Александр Мезенцев
доктор Стасов
Игорь Шибанов
инженер Радлов
Татьяна Полонская
Дарья
Борис Смолкин
фотограф
Дарья Юргенс
Груня
Рейтинг сериала
7 /10Рейтинг кинокритиков
6.4 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание
Балабанов ищет грань между правдой и иллюзией

В 1998 году Алексей Балабанов вернулся на экраны после прогремевшей славы легендарных «Братьев» с картиной «Про уродов и людей». Никогда не отличавшийся ложной скромностью или избеганием «неудобных» тем, на этот раз режиссер снял фильм о порнографии в Российской империи. Сценарий был написан им еще в 1993-м во время съемок экранизации романа Кафки «Замок». Однако финансирование для провокационного замысла нашлось не сразу.

Сюжетных линий в проекте несколько, но все они взаимосвязаны. Действие происходит в конце XIX — начале XX века. В Санкт-Петербург приезжает немец-синематографист Иоган Кель (Сергей Маковецкий) и открывает фотоателье. Помимо обычных фотоснимков, в этой конторе производятся порнографические фотокарточки садомазохистской направленности. Иогану помогает Виктор Иванович (Виктор Сухоруков), курьер и правая рука владельца, и Путилов (Вадим Прохоров), молодой фотограф. Вторая группа героев состоит из доктора Андрея Федоровича Стасова (Александр Мезенцев), мужа слепой Екатерины Кирилловны (Анжелика Неволина) и отца двух усыновленных сиамских близнецов: Толи (Чингиз Цыдендамбаев) и Коли (Алексей Де). Третья группа — семья Радловых, инженер Николай Николаевич (Игорь Шибанов) и его дочь Лиза (Динара Друкарова). У Радловых работает горничная Груня (Дарья Юргенс), по совместительству сестра владельца фотоателье Иогана.

Синематографист мечтает завладеть Лизой, жениться на ней и сделать ее героиней своих «особенных» снимков. После смерти отца девушку некому защитить. Виктора Ивановича очень интересуют близнецы, он видит в них возможность небывалого развития порноиндустрии. Сиамский брат Коля тоже влюбляется в Лизу и уверяет девушку, что любовь может выражаться не только в розгах и унижении. Фотограф Путилов также хочет спасти девушку из лап Иогана, но она отвечает ему, что уже слишком поздно. В финале Иоган-синематографист превращается в обычного зрителя и на экране смотрит фильм Путилова с Лизой в главной роли.

Покажи эту картину инопланетянам, и по ней они смогут расшифровать если не весь мир, то по крайней мере Россию.
Виктор Сухоруков, актер

Сюжет наполнен абсурдом, гротеском и иносказаниями, во многих событиях можно увидеть скрытый подтекст, а под лицами героев проступают иные образы. Некоторые критики, склонные искать скрытые смыслы, высказывали предположение, что картина рассказывает историю зарождения революции. Жертвы обстоятельств — близнецы и Лиза — создают образ России, захваченной большевиками. Девушка без сопротивления поддалась развращению, но при этом, глядя в окно на Петербург, в одном из эпизодов отмечает, что ненавидит этот город. Один из братьев мечтает уехать на Запад, второго, пристрастившегося к алкоголю, тянет на Восток. Тем не менее ни одна из трех жертв не пытается что-то всерьез изменить, все они плывут по течению, утопая в пороках. Иоган неспроста иностранец, он выходец с Запада, чужак, пришелец с преступными планами, некто вроде Мефистофеля.

Проект полностью стилизован под старину и снят в оттенках сепии, отдельные части созданы в духе немого кино даже с соответствующим закадровым треском. Некоторые также отмечали отсылку к короткометражному фильму братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» 1896 года, поскольку между кадрами мелькает железнодорожный состав, что создает дополнительное напряжение и тревожность, словно паровоз мчится прямиком из ада.

Проблема дуализма человеческой природы и грани дозволенности — философский вопрос, который давно занимает умы. Балабанов рассуждает на эту тему в свойственной ему манере — провокационной и гротескной. Режиссера нельзя назвать ни романтиком, ни мечтателем, ни моралистом, но точно можно отметить его честность и смелость. Над многими вещами он предлагает зрителю задуматься самостоятельно и сбросить маски, в том числе с себя самого.

Лучшие цитаты:

Чтобы любить женщину, совсем не обязательно хлестать ее розгами.
Не живопись, ни литература, ни фотография, а именно синематограф откроет истину простым людям.
Александра Павловская
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)