Афганская война длилась долгие десять лет. Для более чем 20 тысяч человек жизнь разделились на «до» и «после». Для кого-то вся жизнь уложилась в эту войну, кто-то навсегда остался инвалидом, кто-то просто не вернулся из боя. «9 рота» — это фильм о реально существовавшем подразделении, проходившем службу в Афганистане. В январе далекого 1988 года девятая парашютно-десантная рота вступила в кровопролитную схватку с моджахедами на высоте 3234. 39 бойцов, смогли отразить атаку врага, превосходившего их численностью в 5-10 раз. Практически все боеприпасы были истрачены, вместо гранат десантники начали бросать камни, ни один из них не вышел с этого поля боя без ранений, а шестеро оставили свои жизни на той самой высоте. Вопреки событиям фильма, подлинную девятую роту никто не забывал, наоборот, вовремя пришедшая подмога с боеприпасами решила исход боя в пользу советских солдат. Следом также были присланы военные вертолеты, которые забрали раненых, военные медики смогли сделать максимум, чтобы спасти жизни искалеченных героев. Федор Бондарчук рассказал эту историю немного по-другому, с примесью художественного вымысла, но это не делает ее менее пронзительной и пробивающей на эмоции.
Действие военной драмы начинается на призывном пункте. В этой сцене и происходит знакомство с главными героями: трепетный Воробей трогательно прощается с девушкой, Джоконда вызывает волну смеха своим желанием взять на службу кисти и краски, Лютый дает «леща» парикмахеру, нетрезвый Ряба вообще не способен передвигаться самостоятельно, а противный Чугун с ходу отпускает язвительные замечания в сторону Воробья и его возлюбленной. Ребят собирают и направляют в учебную часть, где к их компании присоединяется чеченец Пиночет. Призывники считают, что с командиром в учебке им не повезло, ведь прапорщик Дыгало гоняет их как сидоровых коз, устраивая парням ад на земле. Самого прапора в Афган не берут из-за контузии, свое разочарование он отражает на новобранцах, пытаясь максимально их подготовить к ужасам войны. После трехмесячного обучения солдаты прилетают непосредственно в Афганистан, где сразу же по прибытии видят ужасную сцену взрыва самолета, как бы намекающую, что шуток с ними тут никто шутить не будет. Парней делят на роты, Ряба и Пиночет попадают в четвертую, а остальные герои — в девятую. Там они попадают под командование прапорщика Погребняка и знакомятся с двумя «дедами» — Курбаши и Афанасием. Парням придется пережить многое: первое сражение, первый выстрел, первое убийство, потери, воровство тушенки и даже Новый год в Афганистане. Для многих из них он стал последним.
Важной сценой в становлении главных героев стал момент коллективного соблазнения в Фергане местной девушки с пониженной специальной ответственностью Белоснежки, которую великолепно сыграла Ирина Рахманова. Она одновременно скромная и распутная, и очарованные этой двойственностью призывники называют ее богиней. Ведь «9 рота» — это не только про войну, это про то, как мальчики превращаются в мужчин, про последовательное развитие образа солдата, который едет в горячую точку, понимая, что назад он может не вернуться.
Военная драма «9 рота» стала первой полнометражной работой Федора Бондарчука, ее выход был приурочен к 85-летию режиссера Бондарчука-старшего. И, надо сказать, сын отца не разочаровал. Картина получилась яркой, насыщенной, с минимумом компьютерной графики. Натурные съемки проходили в Крыму, Узбекистане и Москве, в условиях нечеловеческой жары, которую с трудом выдерживали и люди, и приборы. Киноэкспедиция продлилась около года. Федору Сергеевичу оказал неоценимую помощь Резо Гигинеишвили, который был вторым режиссером и решал множество организационных вопросов. На съемочной площадке было задействовано невероятное по тем временам количество подлинной военной техники, для ее озвучки записали более 20 часов шума выстрелов. Украинские танки, предоставленные для съемок в Крыму, приходилось перекрашивать из ярко-зеленой расцветки в оттенки пустыни, для чего была скуплена вся акриловая краска в Симферополе. Самой дорогой и масштабной сценой в фильме стал взрыв самолета, который снимался 17 дней.
Не подкачал и каст кинофильма. Роли ключевых персонажей были отданы Алексею Чадову, Артуру Смольянинову, Константину Крюкову, Ивану Кокорину и Артему Михалкову. Сложно выделить игру кого-то одного из них. Каждый, не имея какого-либо опыта службы даже в обычной армии, смог вжиться в образ советского солдата, отправленного на бессмысленную для него войну. Сложный драматический образ достался «русскому Шварценеггеру» Михаилу Пореченкову. Его герой Дыгало — просто образец настоящего прапора, жесткого и принципиального, при этом с огромной раной в душе. Совсем другой командир получился у Федора Бондарчука, его прапорщик Погребняк, он же Хохол, уже не учитель, а воспитатель. Он гораздо более спокоен, потому что хорошо представляет, где он находится и чем все может закончиться. Он прививает парням нужные знания, показывая пример настоящего боевого командира. На эту роль приглашались Николай Фоменко и Владимир Машков, но ни один из них явиться на съемки не смог, поэтому сам режиссер решил примерить на себя образ Погребняка. Есть в картине и одно «звездное» животное. Чтобы снять сцену, где Джоконда добывает спички, необходимо было найти осла, не боящегося камеры. Создатели фильма обратились в Ялтинский зоопарк, где с удивлением обнаружили ослицу, сыгравшую в легендарной «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая. Животное совершенно не боялось камер и прекрасно проявило себя на съемочной площадке.
Как и следовало ожидать, зрители и критики по-разному восприняли работу Бондарчука-младшего. Ветераны Афганской войны, которые консультировали создателей «9 роты», отметили, что картина недостоверно передает происходящие события, все слишком «причесано», так видит войну человек, который никогда не имел к ней отношения. Также отмечали, что взятие высоты показано совсем иначе, чем оно происходило в действительности. Некоторые и вовсе называли творение Федора Сергеевича предательством памяти солдат, погибших в Афганистане. При этом фильм стал настоящим прорывом для российского кинематографа. Это зрелищный, крепко снятый боевик с масштабными сценами, хорошо прописанными персонажами и любопытной драматической аркой. Критики сравнивали «9 роту» с «Цельнометаллической оболочкой» Стэнли Кубрика и с копполовским «Апокалипсисом наших дней», а это чего-то да стоит.