Конфликт отцов и детей, подростковая жестокость и сложность периода взросления не раз затрагивались в российском кинематографе. Вспомним легендарное «Чучело» Ролана Быкова, такой жестокий и такой правдивый фильм о булинге маленькой Лены Бессольцевой. И более мягкий и более романтичный «Розыгрыш» с Noize MC в главной роли. В отличие от этих фильмов «Все умрут, а я останусь» кажется совершенно беспросветным, он бьет наотмашь, шокирует, местами даже вызывает отвращение, но это правда, та самая правда, которую отрицают многие. Свою картину Гай Германика создавала на основе личных воспоминаний о школьных годах, это был ее полнометражный дебют. Ранее в копилке молодой режиссерки уже была короткометражка «Девочки», также на подростковую тему. Следом был снят сериал «Школа». Все три эти работы смело можно объединить в один ряд остросоциальных проектов о постепенном взрослении, становлении подростка.
Сюжет построен на истории трех подружек-девятиклассниц. Первая из них, Жанна, из обеспеченной семьи, ее мама абсолютно бесхребетный человек, находящийся под влиянием папы, родительской любви девочке явно не хватает. Жанне очень интересно попробовать алкоголь, а вот тема мальчиков пока еще вызывает такое детское «фу». Вторая — Вика, очень странное существо, как будто не от мира сего. Ее развитие остановилось где-то на уровне первого, но никак не девятого класса. Однако именно она влюбляется в главного красавчика школы Алекса. Последняя из троицы Катя, ее домашняя обстановка, пожалуй, самая тяжелая. Родители девочки очень строгие, набожные, живут они бедно и бесконечно избивают свою дочь. Ей очень хочется вырваться из этого домашнего ада.
Именно Катя становится катализатором происходящих событий. Она начинает полемику с учителем геометрии, а затем сбегает с урока, за ней следуют и верные подружки. Испугавшись родителей, домой девочка не возвращается, отсиживаясь у Жанны. Этот поступок ставит под угрозу проведение школьной дискотеки, из-за чего к девчонкам приходит старшеклассница Настя с повадками гопницы и начинает им угрожать. Тогда Вика и Жанна отворачиваются от Екатерины, та возвращается домой, где жестокие родители заколачивают ей окна досками, чтобы попыток побега больше не было.
Очень большую роль играет в фильме сцена дискотеки. Она окончательно разводят девчонок по разным дорогам. Жанна напивается со старшеклассницами в туалете, Вика, попробовав запрещенные вещества, находит первого попавшегося парня, а Катя, поверив уловкам Алекса, лишается девственности в грязном подвале, а затем получает от девушки красавчика по полной программе. Все эти сцены выкручены режиссеркой на максимум. Если отравление алкоголем, то до рвоты и потери сознания, если первый секс, то в формате изнасилования и с откровенно мерзким, самолюбивым партнером. Кстати, на съемочной площадке актрисы действительно пили настоящий алкоголь. Реальной была и сцена драки, с кровью вместо краски и грима. Даже снималась картина в основном с ручной камеры, без специальных рельс и стабилизатора, чтобы обеспечить зрителю полный эффект присутствия. Германика цинично и правдиво демонстрирует то, что происходит во дворах и в стенах школы, без ненужной цензуры, без сглаживания острых углов, к которому все привыкли. В ее фильме происходит полное разобщение взрослых и подростков, что подтверждается финальной сценой, где Катя закрывается ото всех и посылает весь мир, надеясь самостоятельно справиться с полным крахом своей жизни.
Всем трем актрисам, исполнявшим главные роли, на момент съемок было по 21–23 года, однако они неплохо перевоплотились в школьниц. Агния Кузнецова, сыгравшая Жанну, на тот момент уже была известна своим участием в еще более жестоком фильме «Груз 200». Для Полины Филоненко, воплотившей образ Кати, эта работа стала дебютом в кино и сразу принесла ей награду за лучшую женскую роль на Брюссельском кинофестивале. Вику в фильме Германики сыграла Ольга Шувалова, известная своей ролью в картине «Итальянец». А для Юлии Александровой, сыгравшей дерзкую Настю, участие в драме стало началом взлета в кинокарьере.
Критики неоднозначно отреагировали на «Все умрут, а я останусь». Многие хвалили работу режиссерки и отмечали правдивость изображенных событий, другие же, наоборот, ругали за высосанный из пальца (по их мнению) сюжет. Не обошлось и без сравнения кинофильма с артхаусными «Детками» Ларри Кларка. Несомненно лишь то, что Валерии Гай Германике удалось вскрыть один из нарывов на теле общества, сняв кино на злобу дня. Именно это позволило проекту стать триумфатором Каннского фестиваля.
— Они тебя не заругают?
— Да они у меня добрые вообще.
— Добрые, а на дискотеку не пускают.
— Они добрые, потому и не пускают, наверное.