Остросюжетный детектив «Русские» рассказывает историю, основанную на реальных событиях, и это сразу интригует. Сюжет триллера возвращает нас к началу 2000-х, когда в США совсем недавно (точнее, два года назад по хронологии сериала) произошел крупнейший теракт — атака башен-близнецов 11 сентября. После этого спецслужбы Америки буквально встали на уши и любое событие, хотя бы минимально напоминающее подготовку к теракту, расценивали как повод развязать руки и начать расследование. Именно в этот период герои сериала Кэтрин и Жорж Готье во время одного из заданий под прикрытием попадают под горячую руку ФБР.
На самом деле Кэтрин и Жорж — псевдонимы, так как в реальности это русские шпионы Вера Свиблова и Антон Вязин. Они давно знают друг друга, и у них сформировалась крепкая семья еще до того, как их отправили в США изображать примерных супругов. В Штатах они благополучно устроились на работу. Так называемый Жорж — айтишник, его жена — фотограф. За десять лет работы за границей они успели родить двоих сыновей, Пола и Питера, за которых кому угодно готовы глотку порвать. Но именно эти милые шалуны (видимо, унаследовав родительскую тягу к приключениям) в первой же серии ввязались в авантюру, в которой погибли люди. И теперь все внимание прессы приковано к паре Готье. ФБР начинает что-то вынюхивать, устраивает в доме обыск. Русские шпионы с кодовыми именами Фея и Философ рискуют быть раскрытыми, а в это время в Москве Служба внешней разведки разрабатывает план, как вывезти своих агентов из США. И все бы получилось легко, если бы не «крот», который завелся в СВР и действует в своих интересах.
В основу сюжета действительно легла реальная история, а прототипами главных героев стали нелегальные разведчики Елена Вавилова и ее супруг Андрей Безруков, которые 20 лет жили в пригороде Бостона и изображали американскую пару Дональда Хитфилда и Трейси Ли Фоули. Даже их дети не знали тайну о родителях. Сценарий был создан на основе книги Вавиловой и с ее непосредственным участием. Так что, если временами история в сериале может показаться зрителям фантазией, это далеко не вымысел — в сюжет добавили лишь немного художественности.
С самого начала просмотра создается впечатление некоторой наигранности и слишком стерильной, вылизанной картинки. При этом не покидает ощущение какой-то камерности. Сериал снят в ограниченных локациях, статисты практически не задействованы, и в целом повествование напоминает театральную постановку. Узнав подноготную создания проекта, начинаешь понимать, отчего создается это ощущение. Весь сериал снимали не в США, а в пригороде Санкт-Петербурга. Как сообщил художник-постановщик Игорь Панюшкин, в Северной столице съемки гораздо дешевле. Разумеется, было непросто найти здания, напоминающие архитектуру Нью-Йорка и Вашингтона, поэтому локации строго ограниченны. Чаще всего мы видим якобы центральный офис СВР — здание в Кировском районе Питера — и таунхаус в городе Всеволожске, в котором живут супруги Готье. Современные загородные дома из темного кирпича с небольшими ухоженными лужайками и правда напоминают нечто западное, но отсутствие прохожих на улице и чрезмерный порядок в поселке создают впечатление, что перед нами не реальный пригород, а сплошная декорация. Еще больше фальши добавляют такие детали, как идеально подобранные образы мужа и жены Готье. Серьезно? Даже на пробежку они выходят вместе в абсолютно одинаковых спортивных костюмах, кепках и футболках. Будто они фитнес-тренеры в строго регламентированной спецодежде. И вообще одеваются они как-то стереотипно по-американски: в неизменные джинсы, толстовки и бейсболки, будто очень боятся выделиться. Но именно это и привлекает взгляд. Здесь, конечно, вопрос не к персонажам, а художнику по костюмам. Точно ли в его представлении так должны выглядеть шпионы под прикрытием, чтобы не вызывать подозрений?
Зато сюжетные повороты и ходы вызывают любопытство. На данный момент вышли только четыре серии, поэтому многие линии героев не до конца ясны, кто именно тот самый крот и удастся ли семье Готье сбежать из США, совершенно непонятно. Очень хорошо в сценарии прописаны некоторые секретики, к которым прибегают сотрудники спецслужб, — все эти кодовые слова, многозначительные взгляды, быстрое реагирование на ситуацию и способность выкрутиться из любого безнадежного положения. Автор книги, по которой был снят сериал, утверждает, что она описала далеко не все тайны шпионов, так как не хотела разглашать некоторых приемов. Но и того, что было озвучено, хватило на 12 серий увлекательного детектива.
Особенно зацепил момент, когда Кэтрин Готье (она же Вера Свиблова) узнает о смерти сестры от лейкемии. В пронзительной сцене показана обратная сторона работы под прикрытием. Героиня годами не видела родную сестру и не могла ни позвонить ей, ни написать. И родственники даже не знали, где Вера живет и кем работает. А письмо, в котором мать сообщает о болезни дочери и предлагает поскорее приехать на Родину, Свиблова получает слишком поздно… И все, что ей остается, — осознание того, что самые большие страхи свершились: сестра ушла, и ее уже не вернуть.
Сериал подойдет для тех, кто любит шпионские страсти про «плохих» американцев и героических русских агентов. Здесь, конечно, нет того экшена, как в «Мистере и миссис Смит», но зато есть сцены 18+. И наличие детей у главных героев делает их более человечными и приземленными. Это их единственная слабость, которой могут воспользоваться противники. Наверняка часть аудитории будет переживать именно за Пола и Питера: что будет с ними, если родителей решат ликвидировать?