Хотите сорвать куш? Найдите контору, которая принимает ставки на слово2020 года, и зарядите все деньги в вариант «пандемия» (инструкцию не стоит воспринимать слишком буквально!). Конкурентов не так много, для русского человека только «обнуление» может вызывать схожий эмоциональный отклик. Иронично, но Илона, главная героиня «Зоны дискомфорта» (от платформы START), столкнулась и с тем и с другим. Молодая инстаграм-модель в один момент лишилась всего: от нее отрекся богатый покровитель, отвалились накрученные подписчики, а карантинные условия добили остальных. Все, что осталось у девушки, — сумка «гуччи» и верный пиар-менеджер Максим, готовый в любой момент и дистанционную фотосессию организовать, и просто помочь дружеским советом. Особо ранимые зрители, переживающие за судьбы персонажей в условиях френд-зоны, могут расслабиться — уже во второй серии ему покажут сиськи. Звучит как справедливая сделка!
Окруженная брендами блогерка в условиях самоизоляции — хоть и тухловатая, но заявка на актуалочку. Да, сеттинг домашнего продакшена сейчас используют все: от Джона Красински до канала «Нежный редактор», а подписчики пропадали и у Тимати в клипе «С чистого листа». Но не стоит забывать о важнейшем условии, отличающем ту же работу «Блэкстара» от «Зоны дискомфорта»: представители платформы START вряд ли такие же крепкие ребята, даже если подловят вас в подъезде после негативных высказываний о сериале. А это значит — нам есть что обсудить!
Моя героиня — блогер, она оказалась у пропасти искусственного мира, который ее бывший построил для нее. Мужчина купил тысячи фейковых подписчиков, она купалась в этой славе, но с его уходом принцесса превратилась в Золушку, а карета — в велосипед. Пандемия перевернула все с ног на голову в жизни каждого. Мне, например, пришлось много самой себя снимать, что очень трудно, хотя я работала под бдительным руководством оператора Александра Симонова, большого мастера. Я даже забыла сделать хотя бы одну фотографию за время съемок, устала на себя смотреть.
Гуляя по русскому полю (вынужденных) экспериментов, сценарист и режиссер Павел Бардин периодически обращается к формату скрин-лайф, освещая несовершенства блогерской культуры экраном их же девайсов. Проблемы всплывают тогда, когда обнажается озлобленное отношение автора к «пустым» инстаграмщицам и, будто бы, девушкам в целом. Илона никто без «мужика», и вроде понятно, что ее ожидает серьезный воспитательный процесс, который обязательно приведет к переосмыслению ценностей, но ее безумная погоня за абстрактными «папиками» напоминает скорее отдаленно связанную с реальностью фантазию мизогиниста. Что там, 2020-й еще не звонил? Судя по фразе «мне нра!» (перевод с бумерского: мне нравится) из уст главной героини, трубку создатели поднимать не стали. Но, справедливости ради, отметим, что по этому поводу удалось получить официальный комментарий: «Все же кульно, юзеры, узбагойтесь =Р».
Создание этого проекта — спонтанное карантинное зачатие. Роды были плановые, легкие. Конечно, появление подобных фантазий — это именно последствие пандемии. А Илона — собирательный образ, у которого самые разнообразные источники вдохновения. Идея отдать три роли Максиму Лагашкину родилась после знакомства с ним. Впрочем, и до этого была задумка, что все мужские роли должен играть один актер — мне кажется, это рабочий ход в рамках жанра. Надеюсь, зритель оценит его по достоинству.
Хоть «Зона дискомфорта» и жонглирует лейтмотивами, любопытных трюков ждать не стоит: так, знакомая каждому идея «человек в бронированном костюме, кто ты без него?» периодически спускается на несколько этажей пониже к более плоскому «ха, ну блогеры и тупые!». Сериал лишь изредка будет пытаться порадовать меткой сатирой, как, например, в сцене с извинениями перед подписчиками, которые происходят только потому, что «так сейчас все делают». В остальном же — истерики из-за мерзкой аудитории, отказавшейся донатить на сумку, и достаточно кринжовые обращения к челленджам. В этом большая проблема сериала, который вроде и подсел к вам поговорить «за жизу», но от понимания сути вопроса оказался очень далек. И речь не столько об игнорировании блогерских «внутряков» и культуры в целом (остаемся без отсылок к творчеству Руслана Гительмана и Олега Монгола), сколько о высокомерном и брезгливом повествовании, которое в рамках комедийного жанра скорее отталкивает, чем вызывает смех. Тема кажется настолько далекой и неприятной для автора, что невольно возникает обидный вопрос: зачем было браться?
Плюс «Зоны дискомфорта» — в непривычной для русских сериалов скромности: она где-то вышла, чем-то выделилась, кому-то наверняка понравилась, но трубить вам об этом точно не станет. Экспериментально «одомашненный» и ускоренный подход к съемке точно способен вызвать любопытство, но при близком знакомстве вызывает тоскливые флешбэки о проектах в схожем сеттинге, которые при этом получились как надо. Напоминает тиндер-свидание с девушкой, которая очень похожа на вашу бывшую, но по всем параметрам хуже нее: на такую сделку с совестью пойдут только самые отчаянные. Сериал определенно радует, если рассматривать его как иллюстрацию актуальности и гибкости современного стримингового рынка России: под обстоятельства подстроились, продукт получили, все молодцы. Но стоит ли он вашего времени? Я хотел бы стать тем другом, который порекомендует вам в этот раз свайпнуть влево.