Что проще: поверить в чудо или опровергнуть его? Этот вопрос поднимается в новой картине Себастьяна Лелио («Фантастическая женщина», «Неповиновение»), которая дебютировала на кинофестивале в Торонто, а сейчас стала доступна на стриминговом сервисе Netflix. И отвечать на него приходится всем героям фильма.
«Чудо» отправляет зрителей в ирландскую деревушку викторианской эпохи, где единственным ориентиром для людей, живущих в бедности и голоде, остается вера. Жители деревушки точно знают, что за религиозную стойкость и набожность Господь вознаграждает, ведь среди них живет настоящее чудо — одиннадцатилетняя Анна, которая отказалась от земной пищи и довольствуется «манной небесной». В основу фильма легла одноименная книга Эммы Донохью, вдохновленная историями о «постящихся девушках». Так в викторианскую эпоху называли девочек-подростков и молодых женщин, которые утверждали, что могут обходиться без еды и при этом оставаться совершенно здоровыми. Они объясняли это магическими силами или даром свыше. Обычно вместе с возможностью отказаться от пищи девушки получали умение видеть будущее, передавать божественные послания или другие сверхспособности. Верующие люди считали таких девушек избранными, видели в этом чудо.
Анну (Кайла Лорд Кэссиди) считали именно такой постящейся девушкой: она перестала есть с того дня, когда ей исполнилось одиннадцать, и соблюдала этот строгий пост на протяжении долгого времени. Чтобы убедиться в том, что перед ними и правда чудо, местная комиссия, куда вошли врач, священник и еще несколько уважаемых в деревушке людей, решила поместить Анну под наблюдение. Для этого пригласили монахиню (Джози Уокер) и английскую медсестру (Флоренс Пью) — представительниц религии и науки.
Пока семья Анны и местные жители восхищались чудесной силой, дарованной девочке, а местный врач фантазировал о том, что ребенок научился питаться фотосинтезом, медсестра Райт билась в поисках научного объяснения поведения девочки. Запретив членам семьи приближаться к девочке, медсестра стала замечать, что ребенку становится все хуже с каждым днем. Она стала свидетельницей того, как девочка убивает себя, уповая на манну небесную вместо пищи, а все вокруг содействуют этому медленному убийству. Параллельно с историей Анны зрители узнают о прошлом Элизабет Райт. Ей довелось работать медсестрой во время войны, где смерть и страдания не оставляли ее ни на день. Кроме того, Элизабет пережила личную трагедию — похоронила новорожденную дочку, после чего от нее ушел муж. Осознание близости смерти и потеря ребенка способствовали тому, чтобы история Анны стала для медсестры не просто работой, а глубоко личной историей. Элизабет нужно понять секрет девочки не для того, чтобы обличить ее во лжи, а для того, чтобы спасти ее от незаслуженных страданий.
С течением времени ситуация становится все более трагичной: Элизабет вынуждена мириться с тем, что у нее на руках умирает ребенок из-за того, что ни семья, ни комиссия не склонны отринуть веру в чудо в угоду науке. Слова медсестры не воспринимают всерьез из-за того, что ее позиция не совпадает с позицией большинства, против нее играет и английское происхождение, не говоря уже о том, что она женщина, а все власть имущие в этой истории — мужчины. Элизабет ставит на кон все, чтобы спасти чудо от верующих в него.
Фильм «Чудо» привлекает зрителей загадкой, обещая некий триллер-детектив, но вместе с разгадкой тайны затягивает в пучину непростых вопросов и неприятных ответов об обществе и о самих себе. Притягательная готическая атмосфера, завораживающая тайна и потрясающая игра Флоренс Пью точно делают фильм достойным полутора часов времени.