Запасайтесь блокнотами, ручками и даже не пытайтесь поставить этот сериал «на фон»: то, что происходит во «Тьме», требует концентрации, ведь ее герои имеют дело с путешествиями во времени и сюжетным полотном, разворачивающимся в разных годах.
В 2019 году в вымышленном городке Винден пропадает мальчик Миккель Нильсен, причем 33 года назад при подобных обстоятельствах бесследно исчез другой. Гуляя по лесу, главные герои Йонас и Микаэль Канвальды, Бартош Тидеман, Магнус и Марта Нильсены находят странную пещеру. Она ведет к хранилищу отходов местной АЭС, а, как окажется впоследствии, один из ее тоннелей перемещает либо в 1986-й, либо в 1953 года.
«Тьма» – высококачественная научная фантастика, бесконечная загадка, которая усложняется с каждой серией. Четыре семьи, четыре поколения, несколько миров и десятки переплетенных судеб – шоу рассказывает историю сразу в трех временных отрезках (а во втором сезоне так вообще в пяти), которая из детектива в духе «Твин Пикса», полного странностей и сверхъестественного, постепенно превращается в триллер, где переплетаются религиозные и мистические мотивы.
Сериал Барана Бо Одара одним из первых вошел в линейку региональных проектов Netflix, в которых сервис делает ставку на аутентичность. Кадры пропитаны немецкой тоской – холодная атмосфера высасывает все краски из происходящего на экране. Однако сериал хорош не только этим. «Тьма» – это скрупулезное, зацикленное на научно-фантастических деталях шоу, которое нагружает массивом имен и годов, сюжетных арок и твистов. Канвальды, Нильсены, Топплеры, Тидеманны – четыре большие семьи, где каждого из многочисленных родственников играют до трех актеров в разных реалиях.
Сериал не церемонится со зрителем, не дает времени на передышку: все глубже погружаясь в исследование своей вселенной, он формирует собственные условности касательно перемещений во времени, объясняет работу параллельных вселенных, а местами и вовсе по-новому интерпретирует Библию. В чем-то такой подход делает «Тьму» сложной для восприятия: через сюжет трудно продираться, серии постоянно приходится ставить на паузу, чтобы свериться с генеалогическими деревьями семей. Однако в этом же кроется и прелесть шоу: сейчас трудно отыскать сериал, который был бы настолько беспощаден к зрителю, бросая вызов его интеллектуальным способностям. Детективная часть затягивает все больше, и вот ты уже часами листаешь Reddit, держа под рукой распечатку с семейным древом каждой из четырех семей и блокнот с пометками.
Сейчас у «Тьмы» практически нет конкурентов – сериал трудно сравнить с каким-либо другим шоу. Вместе с пробирающей до костей (даже сквозь экран) холодной атмосферой Баран бо Одар создал эталонный мистический детектив, граничащий с триллером. Вместо условных выстрелов «Тьма» оглушает переломными признаниями главных героев, а сюжетные повороты бывают столь резкими, что ручка для заметок валится из рук.
Вот герой перемещается в прошлое, его ловит местная полиция и выкладывает фото в газету, а после запирает в тюрьме. Итог: подруга персонажа в 2019 году натыкается в архивах на эту самую газету 1953 года с фотографией человека, которого видела несколько дней назад. Сериал наполнен подобными майндфаками: твист то и дело накладывается на твист, а история захватывает все больше каждой серий – процент филлеров на сезон здесь сведен к нулю.
«Тьма» поставила обычных героев в необычную ситуацию – вместе со зрителем они пытаются расследовать исчезновение детей, изучить феномен червоточин и понять, какого же черта тут вообще происходит. Пожалуй, последний – это самый насущный вопрос, который будет вертеться в голове на протяжении всего сезона.