Еще в начальной школе Мамору Хосода решил, что будет снимать аниме. Он вдохновлялся работами Хаяо Миядзаки и тоже хотел стать режиссером. Хосода окончил колледж искусств и попытался устроиться работать в студию Ghibli, основанную самим Миядзаки, но получил отказ. Зато в почти столь же именитую Toei Animation молодого специалиста с готовностью приняли, но Мамору это не обрадовало. В Toei Animation труд аниматора был поставлен на поток, объемы работы угнетали, а требования руководства порой были абсурдными (Хосоде приказали сделать из двух короткометражных фильмов один длинный, не заботясь о том, что сюжеты этих историй никак не стыкуются). В первый же год Мамору выгорел и был готов опустить руки, но ему посчастливилось увидеть диснеевский мультфильм «Красавица и чудовище». Хосода пообещал себе, что однажды он снимет нечто столь же прекрасное. На выполнение обещания ушло тридцать лет.
Можно сказать, что вся карьера Мамору Хосоды была подготовкой к созданию «Красавицы и дракона». В своей первой авторской полнометражной работе, аниме «Девочка, покорившая время» (которое многие по-прежнему считают лучшим творением Хосоды), он сформировал образ решительной героини, формирующей собственное пространство возможностей. В «Летних войнах» Хосода рассказывал о приключениях в виртуальной реальности, в «Ученике чудовища» — о человеке, путешествующем между волшебным миром, полным чудес, и окружающей нас повседневностью. Наконец, в «Мирай из будущего» режиссер рассмотрел, как детские травмы сказываются на наших личностях. Все эти темы Мамору Хосода объединил в «Красавице и драконе» — аниме, сорвавшем на Каннском фестивале четырнадцатиминутные овации.
«Красавица и дракон» — это история о девочке по имени Судзу. В детстве она пережила тяжелую утрату: мать Судзу на ее глазах бросилась в реку, чтобы спасти чужого ребенка, и утонула. Девочка так и не смогла понять, как мама могла оставить ее и броситься на помощь незнакомцу. Это событие оставило след на психике девочки, она потеряла веру в себя и с тех пор жила «серой мышкой», практически не общаясь с безразличным отцом. Однажды по наводке подруги Судзу регистрируется в местной метавселенной, соцсети U, — и превращается в эффектную красавицу Белль. В новом образе девушка может отринуть свои комплексы и снова начать петь, как в детстве — а поет она так чудесно, что моментально становится виртуальной знаменитостью.
Словно Ханна Монтана, Судзу живет двумя жизнями — в школе она обычная скромная девочка, зато на просторах виртуальной реальности — звезда, чьи концерты собирают восторженные толпы почитателей. Один из таких концертов срывает рогатый и клыкастый Дракон — местный тролль (вернее, грифер), который не создает контент сам, но срывает чужие ивенты и портит всем удовольствие от пребывания в виртуальном мире. Нормальной модерации в U нет (и это выглядит как огромная сюжетная дыра), так что борьбой с Драконом занимаются местные «дружинники», поставившие себе цель вычислить его по IP и морду набить. В смысле, сдеанонить и огреть банхаммером, чтобы не мешал другим развлекаться. В отличие от разгневанной толпы, Судзу видит в Драконе человека и хочет докопаться до причин его девиантного поведения. Конечно, при ближайшем рассмотрении выяснится, что сам по себе он не злой и вовсе не страшный, а просто глубоко травмированный, несчастный и нуждающийся в квалифицированной помощи.
«Красавица и дракон» — это режиссерское признание в любви «Красавице и чудовищу». Мамору Хосода не только пересказывает сюжет классической французской сказки, но и позволяет себе цитировать сцены из диснеевского мультфильма. Вместе с тем, вторичность (или лучше сказать архетипичность?) сюжета не портит произведение. «Красавицу и дракона» стоит смотреть, чтобы насладиться музыкальными номерами (в русском дубляже за Белль поет Александра Балакирева) и визуальным совершенством аниме. Главная героиня выступает в потрясающей красоты платьях, замок Дракона поражает воображение и даже рядовые посетители виртуальной реальности выглядят заметно более экстравагантно и креативно, чем, скажем, массовка в «Первому игроку приготовиться» (а некоторые даже будут пострашнее, чем сам Дракон).
Мамору Хосода подарил нам красивую сказку, в которой под яркой блестящей оберткой скрывается рассуждение о насилии, обращенном на детей, о травматических переживаниях и эскапизме, о технологиях, меняющих реальность, а вместе с ней — и наше сознание. «Красавица и дракон» — не только история о любви и сострадании, но и предложение обсудить вопросы цифровой этики, причем свое мнение режиссер высказывает, но не навязывает зрителю как единственно верное.