16+

Чернобыль
(1 сезон)

Chernobyl
Дата выхода
6 мая 2019 года
Страна
США
Жанр
драма
Режиссёр
Йохан Ренк
Телеканал/Видеосервис
HBO
Серий в сезоне
5
Продолжительность
56 мин
О сериале
Дотошный косплей чужой трагедии
В ролях
Джаред Харрис
Валерий Легасов
Стеллан Скарсгард
Борис Щербина
Эмили Уотсон
Ульяна Хомюк
Пол Риттер
Анатолий Дятлов
Джесси Бакли
Людмила Игнатенко
Рейтинг сериала
9.4 /10Рейтинг кинокритиков
6.2 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание
Дотошный косплей чужой трагедии

1988 год. Все в воспроизведенном интерьере советской квартиры кричит о соответствии эпохе: бегунок в электросчетчике отсчитывает киловатты, стол завален папками с надписью «Дело №», блюдца с золотыми каемками, наполненные водой и молоком, стоят в ряд на полу. Химик Валерий Легасов перед тем, как повеситься, прячет стопку аудиокассет, на которых записана «правда, которую будут отрицать».

Я получил сценарий первых четырех серий, и в течение 10 или 20 страниц меня захватила история. Рассказ каждого героя является частью целого гобелена, поэтому зрителю нужно увидеть лес и деревья
Исполнитель главной роли Джаред Харрис

Эмили Уотсон и Стеллан Скарсгард уже снимались вместе в фильме «Рассекая волны» Ларса фон Триера

1986 год. На Чернобыльской АЭС происходит взрыв, на огонь съезжаются пожарные, куски графита валяются на земле. В недрах станции паника, чем ближе сотрудники подходят к эпицентру, тем быстрее с них слезает кожа. Жители Припяти собираются на мосту, наблюдая за свечением в небе. Власть пытается убедить в том, что ничего страшного не произошло, но скрывать масштабы катастрофы уже невозможно.

Персонаж Эмили Уотсон (Ульяна Хомюк) является вымышленным

Особый восторг американской прессы в момент выхода «Чернобыля» был связан с разрывом шаблона, поскольку сценарист сиквела «Белоснежки и охотника» и «Мальчишников» Крейг Мазин и режиссер клипов Мадонны, Робби Уильямса и Бьенси Йохан Ренк были последними людьми, от которых ждали такого драматического накала, подробного погружения в быт и прочих комплиментарных реверансов, которыми этот мини-сериал планомерно осыпали в медиасреде. Однако ничто в «Чернобыле» не говорит о качественном росте его авторов или успешном преодолении их прошлых жанровых побед. Развитая по пособиям Роберта Макки и Блейка Снайдера драматургия Мазина состоит из самоцелей. Каждый эпизод заканчивается некой «ударной» точкой, неважно насколько она оправдана. Во что бы то ни стало эмоциональный пик должен быть достигнут зрителем. Однако Мазин использует образы-суррогаты, динамика сходит на нет, в кадре акцент на образах, априори вызывающих сильные эмоции, – от мертвой птицы, свалившейся на асфальт, до опустошенного взгляда солдата, зачищающего территорию от зараженных животных.

Натурные съемки проходили в Литве

«Чернобыль» играет на чувстве сострадания. Для отечественного зрителя повод вспомнить, для зарубежного — сочувственно покачать головой и воскликнуть «Как же такое возможно!». Эмоциональное воздействие превалирует над содержанием, ведь в первую очередь это не художественное произведение, а реконструкция, в которой что-то искусственно подкручено (коллективный герой Эмили Уотсон), часто говорят о муках совести, желании донести истину, а власть традиционно слепа и глуха к этим фактам. Единственный герой, претерпевающий метаморфозу, – руководитель комиссии по ликвидации последствий аварии Борис Щербина (Стеллан Скарсгард). Это метафора сочувствующего человека дела и образ, знаменующий погрешность в руководстве, способном к эмпатии. Остальные персонажи – от виновника трагедии Дятлова до ученого Легасова – это неизменные величины, жертвы они режима или его гонцы.

Я очень нервничал по поводу того, как шоу будет принято в Восточной Европе, на Украине и в Беларуси, в России или в любой из бывших советских республик. Это было захватывающе . В целом, подавляющий отклик людей просто невероятно радует. Они признают, что мы сделали это с любовью и уважением к ним, что мы изо всех сил старались продумать детали. Как мне кажется, с их точки зрения, западные постановки часто либо не выполняют, либо даже не пытаются это делать вообще
Сценарист Крейг Мазин

Проработка вещественного мира, деталей, которыми пестрит обстановка комнат, палат, кабинетов, и дотошность в определении причин катастрофы создают ощущение общей достоверности, под эгидой которой Мазин и Ренк создали доступный и понятный натуралистичный миф, где тайным героям не предоставляют никаких почестей. Дайверы, предотвращающие второй взрыв, с честью гибнут для пущего фатализма (на самом деле нет), а шахтеры как истинные работники свободной воли раздеваются догола, выполняя свое задание. Эти преувеличения «для красного словца», этакие плакаты с лозунгами, оставляют за собой след, который тянется и после того, как «Чернобыль» закончился. Но все же гул голосов, возвещающих об эффектности (считай: эффективности режиссуры Ренка) и уважительном отношении к нашей истории, людям, фактам (со стороны Мазина), ссылается таким образом на сомнительные в отношении кинематографической ценности комплиментарные полюса. Что-то вспомнили, попереживали и снова затихли все слова – такова суть самого простого и действенного шоу: все внимают, на сцене громко, шумно, а на душе пусто.

Режиссер «Чернобыля» Йохан Ренк снимал клипы Лане Дель Рей, Мадонне и Бьенси

Лучшие цитаты:

Какова цена лжи? Дело не в том, что мы путаем ее с правдой. Самое опасное то, что, если долго слушать ложь, совсем забудешь, как выглядит правда.
Валерий Легасов
Когда на кону стоит твоя жизнь и жизни всех, кого ты любишь — угрызения совести тебя уже не волнуют, они бесполезны.
Борис Щербина
Антон Фомочкин
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)