Япония впервые в истории премии «Оскар» получила приз за лучший иностранный фильм. Его снял Рюсукэ Хамагути, за которым уже давно пристально следят кинокритики, а каждый его фильм фестивали встречают с распростертыми объятиями. Подбираясь к «Оскару», «Сядь за руль моей машины» получил уже более 100 призов, в том числе «Пальмовую ветвь» и «Золотой глобус».
Возможно, фильм вышел в нужное время. Многих наверняка затронула основная тема фильма, которая выходит за границы конкретных слов: это обретение людьми надежды.
«Сядь за руль моей машины» — это трехчасовая драма по одноименному рассказу Харуки Мураками. Размеренная история, в которой титры появляются только на сороковой минуте, неспешно рассказывает нам о жизни театрального режиссера Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима). Режиссер женат на сценаристке Ото, которая придумывает свои истории во время секса, а наутро ничего не помнит — тогда Юсукэ рассказывает ей все, что запомнил. Он очень любит свою жену и даже прощает ей измены, но судьба наносит ему удар — Ото умирает.
Спустя два года после ее смерти Юсукэ уезжает в Хирасиму ставить современную версию чеховского «Дяди Вани». Сама пьеса символична в подходе Юсукэ — каждый герой говорит на своем языке, отличном от других, в том числе и на жестовом. Но все понимают друг друга (действие сопровождается субтитрами) — и в этом смысл искусства, ведь у Чехова нет национальности.
Мне кажется, что у Чехова много общего с Мураками: оба писали про людей, чья внутренняя сила превышает ее внешние проявления.
Также общей темой рассказов Мураками и «Дяди Вани» является отчуждение, которое тоже является основной темой фильма Хамагути. Лучший друг Юсукэ — это автомобиль, красный Saab 900 Turbo 1987 года.
Чтобы проводить в машине побольше времени, режиссер просит организаторов театральной постановки подыскать ему жилье в Хиросиме на расстоянии от театра. Так он сможет проводить время в пути каждый день, а в дороге слушать кассету с текстом «Дяди Вани», повторяя роли. Сам он называет этот процесс медитацией.
Но медитации не суждено случиться. По правилам новой работы он не имеет права сам водить машину — причиной является авария, которая случилась по вине предыдущего артиста, которого нанял театр. Юсукэ не может принять, что кто-то будет вторгаться в его личное пространство, тем более водителем оказывается женщина. Но Мисаки Ватари (Токо Миура) так плавно и безукоризненно водит, что режиссеру ничего не остается, кроме как согласиться на перемены.
Со временем водитель и его постоянный пассажир сближаются, но это сближение не романтическое и не дружественное — единение происходит в молчании, за которым стоит личная боль каждого из героев. И разрядится оно только в финале фильма.
Красивая и сложная история о любви, потере, горе, сожалении и принятии.
— Возможно, в ней не было ничего загадочного. Трудно ли будет теперь принять ее такой?