Российские кинопродюсеры давно поняли, что мелодрамы о семейных отношениях — это настоящая золотая жила. При сравнительно скромных затратах на производство и низких требованиях к качеству сценария такие фильмы вполне неплохо собирают полные залы — особенно если приурочить премьеру картины к какому-нибудь государственному празднику, когда люди, получившие дополнительный выходной, устремляются на поиски развлечений.
Фильм «Папы» вышел на экраны 23 февраля, а в марте стал доступен для просмотра и на цифровых платформах. «Папы» — это антология из четырех историй о мужчинах, старающихся быть хорошими отцами. Антология — крайне удобный формат, ведь придумать четыре короткие интересные истории проще, чем одну длинную, наполненную сюжетными поворотами и способную удержать внимание зрителя на протяжении полутора часов. А еще сюжеты, из которых состоит подобная антология, можно порубать на небольшие кусочки, перемешать между собой и подать в произвольном порядке — тогда есть шанс, что зритель, перескакивая от одной сюжетной линии к другой, не заметит, что каждая из этих линий по отдельности примитивна, прямолинейна и просто халтурно написана.
Первая история в альманахе «Папы» рассказывает о военном летчике Александре (Сергей Безруков), супруга которого (Карина Андоленко) решила взять ребенка из детдома. Для налаживания отношений с шестилетним Максимкой (Иван Рукша) вся семья едет в отпуск в Сочи. У маленького Максима одна мечта — посмотреть на слона, но Александр, демонстрируя полное отсутствие эмоционального интеллекта, настаивает на четком следовании заранее прописанному плану отпуска, который, похоже, не учитывает интересы нового члена семьи.
В другой истории столичная бизнес-леди Юлия (Анастасия Тодореску), выросшая в детдоме и не знавшая своего отца, нанимает пожилого и давно вышедшего в тираж актера Василия Виноградова (Юрий Стоянов), чтобы он на свадьбе выдал себя за ее папу. Оказавшись на теплоходе, где должна пройти церемония бракосочетания, Виноградов случайно узнает, что жених Юлии (Данила Якушев) питает к своей мачехе Елизавете (Ирина Воронова) очень теплые, но не вполне сыновьи чувства.
В третьей новелле Дмитрий Нагиев играет гениального врача-хирурга Николая Волкова, при помощи экспериментальной методики, пока не получившей одобрение Минздрава, спасающего жизни пациентам детской больницы — при том, что родного сына (Добромир Машуков) он спасти не сумел. Тяжелобольные дети, брошенные дети, погибшие дети — улавливаете шаблон? Сценаристы проекта, будучи не в силах выдавить из себя достойный сюжет, апеллируют к эмоциям, самым бессовестным образом эксплуатируя слезовыжимательные штампы. Но эти приемы не срабатывают, поскольку подаются слишком топорно — когда бедных деточек берут за шкирку и тыкают ими зрителю в нос, это вызывает скорее раздражение, чем сочувствие.
Печально, что в фильме «Папы» нам не показывают хороших отцов. Более того, последняя, четвертая новелла по сути представляет собой попытку оправдать плохого отца — режиссера (Вадим Демчог), который выбрал работу, а не семью. Проблемы неубедительного сценария дополнительно подсвечиваются невыразительной актерской игрой. Нагиев картинно рыдает и пытается кривляния выдать за драму, Безруков крайне натужно изображает стереотипного вояку, а Демчог демонстрирует меньше эмоций, чем Галустян, персонаж которого большую часть экранного времени проводит без сознания. На полную катушку выкладывается только Юрий Стоянов, в рамках слабо прописанной роли сумевший нащупать арку развития персонажа и показать свой актерский диапазон. Благодаря стараниям Стоянова сюжет про «отца по найму» становится действительно интересно смотреть — но вместе с тем, на фоне этой истории остальные новеллы кажутся еще более невыразительными.
Альманах «Папы» — это слабо написанное и небрежно снятое кино, которое может понравиться разве что любителям слезливых сериалов, идущих по федеральным каналам, или целевой аудитории франшизы «Елки».