Утраченные иллюзии

Illusions perdues
Дата выхода
17 марта 2022 года
Дата выхода (мир)
5 сентября 2021 года
Страна
Франция, Бельгия
Жанр
драма, мелодрама
Режиссёр
Ксавье Джанноли
Телеканал/Видеосервис
Okko, Иви, Premier
Продолжительность
2 ч 29 мин
О сериале
Оставь надежды, всяк сюда входящий
В ролях
Бенжамен Вуазен
Сесиль Де Франс
Венсан Лакост
Ксавье Долан
Саломе Деваэль
Жанна Балибар
Андре Маркон
Луи-До де Ланкесэ
Жерар Депардье
Жан-Франсуа Стевенен
Рейтинг сериала
8 /10Рейтинг кинокритиков
7 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание
Оставь надежды, всяк сюда входящий

Режиссер Ксавье Джанноли совершает один из самых сложных подвигов французской литературы — адаптирует Бальзака, находя сверхъестественный отклик в наше время.

Во Франции имена Растиньяк и Рубемпре даже сегодня являются в некотором смысле нарицательными — обычно так называются два знаковых персонажа, обозначающих противоположные стороны одного и того же порока. Оба выдающихся героя в экспансивной «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака, амбициозные парвеню, являются ничего из себя толком не представляющими шалопаями неопределенно благородного происхождения, которые в волнении прибывают в Париж начала XIX века и идут на разные компромиссы на пути к вершине. Для Растиньяка эта стратегия работает в его пользу; не столько для Люсьена де Рюбемпре, чей стремительный взлет и унизительное падение драматически описаны в шедевре Бальзака «Утраченные иллюзии».

Адаптация Бальзака — немалый подвиг для любого режиссера, и, сократив три тома (и более 700 страниц), которые составляют «Утраченные иллюзии», до двух с половиной часов, режиссер Ксавье Джанноли должен сделать массу разных вещей. Кастинг в этом случае сыграл решающую роль — он проницательно выбрал актера фильма «Лето 85» Бенджамина Вуазена на роль Люсьена, окружив одаренного новичка лучшими талантами (включая Жерара Депардье и Ксавье Долана).

Однако куда более важным, чем просто показать на экране хороших актеров, было решение режиссера подчеркнуть сомнительную карьеру персонажа в качестве журналиста. Оказывается, в фейкньюс нет ничего нового, и сегодняшняя аудитория может шокироваться, узнав, насколько могущественными — и насколько коррумпированными — были средства массовой информации два столетия назад. Бальзак написал эту историю в 1821 году, как раз в то время, когда печатные станки позволяли массово распространять дезинформацию, а продажные писатели отбросили свои мечты о написании великой литературы и вместо этого остановились на влиянии. «Деньги были новой королевской властью, и их никто не хотел обезглавить», — сообщает повествовательный сценарий Джанноли, щедро присваивающий лучшие идеи мастера — мастером, конечно, был Бальзак.

В то время писатель рисковал негативными комментариями в прессе, разоблачая печатный рэкет Парижа таким, каким он был. Теперь Джанноли позволяет Бальзаку взять реванш: «Утраченные иллюзии» разоблачают критиков как шарлатанов, которыми были журналисты того времени, подробно описывая, как любой отзыв может быть искажен в угоду повестке дня — и, что еще хуже, как легко можно манипулировать публикой. Эта захватывающая драма того периода может быть по уши в костюмах и экипажах, но она играет со всей остротой и опасностью современного гангстерского фильма.

«Чем больше вещей меняется, тем больше они остаются прежними». Когда фильм начинается в Ангулеме, идеалист Люсьен воображает себя поэтом, его усилия поощряет богатая покровительница, прекрасная одинокая Луиза де Баржетон (Сесиль де Франс в корсете). Луиза верит в искусство и спонсирует небольшую коллекцию сонетов Люсьена, нескромно посвященную «ей», — и все в салоне могут понять, кого он имеет в виду.

Для молодого писателя увидеть свою работу в печати — огромная проверка, независимо от того, заслуживают ли сами слова публикации или нет. Люсьен, конечно, не испытывает недостатка в уверенности после того, как Луиза делает жест, подписывая публикацию «Маргариты» поэта. Но их особые отношения — или, по крайней мере, их эротическое измерение — оказываются недолговечными, когда униженный муж Луизы обнаруживает ее любимый «проект», и Люсьен вынужден переехать в Париж, чтобы найти там свое счастье.

Вооружившись девичьей фамилией своей матери, Люсьен де Рюбемпре (урожденный Шардон) приходит идеалистом, решившим написать роман, и уходит циником. Ему предстоит быть искушенным всей славой, богатством и романтикой, которые только может предложить современный город. Для начала Люсьен получает свое первое приглашение в оперу, затем совершает все мыслимые и немыслимые действия во время своего дебюта: он вкладывает средства в глупый макияж, ничего не знает об оперном этикете и своим неуклюжим поведением продолжает смущать Луизу и ее еще более достойную кузину, восхитительно похожую на змею маркизу д'Эспар (Жанна Балибар), которая скрывает свой яд за снисходительно вежливой внешностью.

Сцена оперы должна заставить вас поежиться, поскольку она показывает все еще искреннего Люсьена, униженного в змеиной яме парижской аристократии. Американцы любят историю «из грязи в князи», но классовые барьеры во Франции гораздо менее проницаемы, и в фильме изображен Люсьен, которого позже наказывают за то, что он срезал путь к вершине. В его рассказе есть аспекты «Гражданина Кейна», особенно в его скептическом взгляде на прессу, хотя результат не так ужасен. Бальзак верит в переосмысление, рассматривая парижский опыт Люсьена как нравственное воспитание.

Когда написание художественной литературы ни к чему не приводит Люсьена, он прибегает к услугам официантов, подружившись с редактором газеты Этьеном Лусто (потрясающий Винсент Лакост), который придумал, как зарабатывать на жизнь своим пером. Распознав в парне более наивную версию самого себя, Этьен берет его к себе и показывает, как все устроено. Его работа, объясняет Этьен, «состоит в том, чтобы сделать акционеров газеты богатыми и зарабатывать на этом», и они делают деньги, принимая пожертвования в обмен на статьи и услуги за восторженные отзывы.

Оба мужчины осуждают проституток, которых они видят на улицах Парижа, игнорируя иронию в том, что они еще больше скомпрометировали себя, продавая свою прозу тому, кто больше заплатит.

Дальше их ждет головокружительный успех и столь же головокружительная расплата, ведь чем выше забираешься, тем больнее падать. Пересказывать все не будем — смотрите (и читайте) сами!

Ирина Карабач
Последний ронин
Граф Монте-Кристо
Огниво
Сидони в Японии
Зачетная принцесса