Вы тоже на протяжении всех сезонов сериала «Конь БоДжек» задавались вопросом, каким образом смотреть его может быть интереснее, чем актерские картины? Как сериал о мультяшной лошади может быть самым «человеческим» из всего, что когда-либо выходило на Netflix? Последний, шестой, сезон сериала не даст ответов на эти вопросы, но однозначно вытащит из вашей души вообще все, что в ней осталось после просмотра предыдущих пяти сезонов. И вам это понравится.
Самый нежный и одновременно самый жестокий, шестой сезон выбивает почву из-под ног — и зрителю и БоДжеку: ведь его путь даже не к искуплению, а хотя бы к шансу на искупление яростно рушится у него под ногами. «Нельзя продолжать делать дерьмовые вещи, а потом чувствовать себя плохо, как будто это нормально! — кричит Тодд в одной из основополагающих сцен сериала. — Тебе нужно стать лучше!»
Последний сезон «Коня БоДжека» покажет, что можно — и в этом самая грустная истина сериала. Можно, чтобы тебе было очень плохо — но недостаточно плохо для того, чтобы начать делать добро. Это то осознание, которое мы прячем очень глубоко, надеясь, что у печали есть точка невозврата где-то на дне, от которой можно оттолкнуться, чтобы после обязательно поплыть вверх. Но шестой сезон не оставляет нам возможности обманываться, нажимая на все правильные ноты, — и сердце начинает резонировать. На протяжении всего сериала мы ждали — когда же БоДжек прервет замкнутый круг жалости к себе и решит свои проблемы? И только в шестом сезоне приходится смириться: ни этот сериал, ни жизнь так не работают.
Сложное, забавное и волнующее исследование человеческих несчастий достигает своего чувственного апогея в последнем сезоне. По мере приближения к финалу сериал, который мы уже признали гениальным, достигает таких высот, которых просто невозможно ожидать от, черт возьми, мультфильма.
Давние травмы БоДжека раскрываются полностью в предпоследнем эпизоде «Вид с полпути вниз». БоДжек посещает званый ужин, на котором все гости — либо как-то задетые им, либо пострадавшие от его действий — мертвы. Этот эпизод — сумасшедший лихорадочный сон и вся жизнь БоДжека, проносящаяся перед его глазами. Метафорически он тонул так долго — а теперь он тонет физически. И когда БоДжек плывет, потеряв сознание и приближаясь к смерти в собственном бассейне, смесь из воспоминаний и галлюцинаций от кислородного голодания заставляет вспомнить всю его историю таким образом, что не оставляет ничего, кроме чувства вины, замешательства и печали. Предпоследний эпизод — бессознательный, трагический и умопомрачительный, в котором легкий смех каким-то образом идеально вписывается в печаль — хотя мы все еще слабо верим в то, что это возможно.
И даже несмотря на успокаивающий, нежный и тихий последний эпизод, расставаться с сериалом сложно. Очевидно, что можно исследовать дальше, что мы еще не знаем ответов на многие вопросы — и тем печальнее то, что сериал подходит к концу. Ведь нам нужны эти ответы, чтобы найти успокоение. А если их не будет, как успокоиться? Как получить этот пресловутый компромисс между печалью и спокойствием?
В одном из эпизодов мистер Подхвост восклицает, что лучший компромисс — это когда «каждый получает то, что хочет, и никому не приходится идти на компромисс». С БоДжеком — и героем и сериалом — никогда не случалось таких компромиссов. И именно поэтому «Конь БоДжек» — это такой сериал, который очень трудно оставить позади, ведь он затрагивает самое глубокое из того, что делает нас людьми.
«Конь Боджек» — это те самые темные частички человеческого опыта, которые не обязательно проживать самому. Даже так — лучше не проживать. Лучше просто поверить на слово БоДжеку и другим героям, а в особенности — Секретариату, который признается зрителю в самом важном, что можно вынести из культового сериала: «Прежде чем прыгнуть, я должен был увидеть, какой вид открывается с полпути вниз».
Можно всю жизнь прожить как пазл из деталей разных наборов, которые не подходят друг другу. В какой-то момент ты начинаешь думать, что это ты — та деталь, которая не подходит. И так долго живешь с этим чувством, что оно становится твоим домом. Это может раздражать, когда однажды ты обнаруживаешь, что больше не чувствуешь себя так. Сначала ты не доверяешь этому, но потом, постепенно, у тебя получается.