Несмотря на многообразие жанров, которое можно увидеть на фестивалях в Венеции, Каннах и Берлине, комедии (особенно свежие и остроумные) в рамках конкурса обычно встречаются не так часто. Однако за последнее время курс несколько изменился.
В этом году в Каннах Рубен Эстлунд, чей «Квадрат» и «Форс-мажор» в свое время вдохнули в жанр вторую жизнь, вновь получил главный приз за новую картину — «Треугольник печали». А двумя годами ранее аргентинцы Бенуа Делепин и Гюстав Керверн, чьи ленты («Большая вечеринка», «Почти смертельный опыт», «Последний Мамонт Франции») тоже являются завсегдатаями фестивалей, получили «Серебряного медведя» в Берлине за трагикомичную «Удалить историю». Картины моментально привлекли аудиторию, и вполне ясно почему. Характерными и одновременно влюбляющими в фильмы чертами являлись хлесткие смелые высказывания, а также узнаваемые жизненные эпизоды, балансирующие на грани гротеска и абсурдизма, трагедии и фарса. В той же манере снята и остроумнейшая «Главная роль» Гастона Дюпра и Мариано Кона («Почетный гражданин»), участвовавшая в Основном конкурсе в Венеции в 2021 году. В некоторой мере фильм перекликается с «Квадратом», смело язвившим на тему парадоксальности современного искусства.
С абсурдностью в «Главной роли» мы сталкиваемся в самом начале. Успешный магнат по имени Умберто (Хосе Луис Гомес) сколотил империю. Однако, встретив свое восьмидесятилетие, он впадает в экзистенциальный кризис и размышляет, куда ему двигаться дальше, ведь в его руках уже огромные деньги и власть. Герою хочется оставить что-то после себя. Может быть, заказать у именитого архитектора мост, который будет назван в его честь? Или лучше спродюсировать фильм, который станет признанным шедевром? Да, пожалуй, этот вариант подойдет.
Если уж делать, то с размахом. Остановившись на идее с фильмом, Умберто покупает права на экранизацию книги (ее, правда, он сам еще не читал), которая, как полагается, является бестселлером, а сам автор — лауреатом Нобелевской премии. С предложением срежиссировать картину магнат обращается к постановщику Лоле Куэвас (Пенелопа Крус) — за последнее время она собирает все престижные фестивальные награды и точно сумеет снять нечто неординарное. Партнеры обсуждают соглашение за чашечками мороженого, после чего Лола приступает к работе и первым делом приглашает на главные роли двух прямо противоположных артистов — с этого-то и начинается настоящий фарс.
Хотя основные сюжетные перипетии можно определить из оригинального названия фильма Competencia oficial (дословно его можно перевести «Официальный конкурс»), о многом также говорит и содержание бестселлера, по которому Лола планирует снимать ленту. В нем рассказывается шаблонная история о перерастающем в ненависть противостоянии двух братьев — успешного и богатого Педро и неудачливого раздолбая Мануэля. Соперничество становится основной проблемой и для исполнителей главных ролей, которых Лола, как и подобает творцу, не лишенному склонности к садизму на съемочной площадке, намеренно сталкивает лбами — в одном из упражнений для разогрева артистам, к примеру, было нужно переплюнуть друг друга в оскорблениях, чтобы прочувствовать вражду между своими персонажами.
Между тем одним из исполнителей ролей стал маститый актер, театральный гений и преподаватель актерского мастерства Иван Торрес (Оскар Мартинес), вторым — популярнейший артист мейнстримного кино с огромными гонорарами и большим количеством призов Феликс Риверо (Антонио Бандерас). Интеллектуал Торрес ратует за скрупулезный подход к работе, вживаясь в каждого героя, и признает только авторское кино, считая Голливуд банальным развлечением. Ловелас и любитель лоска Феликс привык постоянно опаздывать и считает, что вся работа актера заключается лишь в том, чтобы выучить текст. Неудивительно, что между героями тут же вспыхивает откровенная неприязнь, которая выливается в уморительные перепалки. И тут нужно отдать должное как Гастону Дюпра и Мариано Кону, так и Оскару Мартинесу и Антонио Бандерасу. Карикатурные портреты конкурирующих за лидерство актеров проработаны и сыграны настолько точно и выразительно, что действительно не знаешь, кому отдать свое внимание.
Дюпра и Кон вдоволь насмехаются над самовлюбленностью и завистливостью обоих, при этом не упуская из внимания лицемерие и нежелание героев признать свои подлинные мысли даже перед самими собой. Совершенно комично выглядели стоящие бок о бок эпизоды, в которых Иван сперва рассуждает о нежелании оказаться внутри индустрии Голливуда, а затем репетирует оскаровскую речь с чайником перед зеркалом. И это лишь небольшое количество гэгов, которых в картине не счесть. Незабываемым стал отрывок, в котором Лола заставляет читать Ивана и Феликса реплики, сидя под камнем весом пять тонн, висящим меньше чем в метре над их головами, — блестящая метафора, чтобы дать героям прочувствовать нависшее над героями давление.
Однако в первую очередь под прицелом создателей оказывается сама индустрия авторского кинематографа и абсурдность доходящего до предела соперничества в искусстве. Дюпра и Кон снимают пародию на фестивальное кино, порой уходящее в нарциссизм и ориентированность только на себя (прямо как герои фильма), однако делают это тонко, иронично и умно, не подходя к грани, граничащей с издевкой. Только вот смешным становится еще и то, что «Главная роль» является точно таким же фестивальным конкурсантом. Впрочем, пожалуй, это в положительном ключе еще больше удваивает парадоксальность фильма.