18+

Главная роль

Competencia oficial
Дата выхода
30 июня 2022 года
Дата выхода (мир)
4 сентября 2021 года
Страна
Испания, Аргентина
Жанр
драма, комедия
Режиссёр
Мариано Кон, Гастон Дюпра
Продолжительность
1 ч 54 мин
О сериале
Чего не сделаешь ради искусства?
В ролях
Антонио Бандерас
Феликс Риверо
Пенелопа Круз
Лола Куэвас
Оскар Мартинес
Иван Торрес
Хосе Луис Гомес
продюсер
Ирена Эсколар
Маноло Соло
Пилар Кастро
Кен Эпплдорн
Моника Бардем
официантка
Мартин Брассеско
журналист
Стефани Фигейра
журналистка
Карлос Иполито
Карина Колокольчикова
Мелина Мэтьюз
оператор-постановщик
Рейтинг сериала
8 /10Рейтинг кинокритиков
7.4 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание
Чего не сделаешь ради искусства?

Несмотря на многообразие жанров, которое можно увидеть на фестивалях в Венеции, Каннах и Берлине, комедии (особенно свежие и остроумные) в рамках конкурса обычно встречаются не так часто. Однако за последнее время курс несколько изменился.

В этом году в Каннах Рубен Эстлунд, чей «Квадрат» и «Форс-мажор» в свое время вдохнули в жанр вторую жизнь, вновь получил главный приз за новую картину — «Треугольник печали». А двумя годами ранее аргентинцы Бенуа Делепин и Гюстав Керверн, чьи ленты («Большая вечеринка», «Почти смертельный опыт», «Последний Мамонт Франции») тоже являются завсегдатаями фестивалей, получили «Серебряного медведя» в Берлине за трагикомичную «Удалить историю». Картины моментально привлекли аудиторию, и вполне ясно почему. Характерными и одновременно влюбляющими в фильмы чертами являлись хлесткие смелые высказывания, а также узнаваемые жизненные эпизоды, балансирующие на грани гротеска и абсурдизма, трагедии и фарса. В той же манере снята и остроумнейшая «Главная роль» Гастона Дюпра и Мариано Кона («Почетный гражданин»), участвовавшая в Основном конкурсе в Венеции в 2021 году. В некоторой мере фильм перекликается с «Квадратом», смело язвившим на тему парадоксальности современного искусства.

С абсурдностью в «Главной роли» мы сталкиваемся в самом начале. Успешный магнат по имени Умберто (Хосе Луис Гомес) сколотил империю. Однако, встретив свое восьмидесятилетие, он впадает в экзистенциальный кризис и размышляет, куда ему двигаться дальше, ведь в его руках уже огромные деньги и власть. Герою хочется оставить что-то после себя. Может быть, заказать у именитого архитектора мост, который будет назван в его честь? Или лучше спродюсировать фильм, который станет признанным шедевром? Да, пожалуй, этот вариант подойдет.

Если уж делать, то с размахом. Остановившись на идее с фильмом, Умберто покупает права на экранизацию книги (ее, правда, он сам еще не читал), которая, как полагается, является бестселлером, а сам автор — лауреатом Нобелевской премии. С предложением срежиссировать картину магнат обращается к постановщику Лоле Куэвас (Пенелопа Крус) — за последнее время она собирает все престижные фестивальные награды и точно сумеет снять нечто неординарное. Партнеры обсуждают соглашение за чашечками мороженого, после чего Лола приступает к работе и первым делом приглашает на главные роли двух прямо противоположных артистов — с этого-то и начинается настоящий фарс.

Хотя основные сюжетные перипетии можно определить из оригинального названия фильма Competencia oficial (дословно его можно перевести «Официальный конкурс»), о многом также говорит и содержание бестселлера, по которому Лола планирует снимать ленту. В нем рассказывается шаблонная история о перерастающем в ненависть противостоянии двух братьев — успешного и богатого Педро и неудачливого раздолбая Мануэля. Соперничество становится основной проблемой и для исполнителей главных ролей, которых Лола, как и подобает творцу, не лишенному склонности к садизму на съемочной площадке, намеренно сталкивает лбами — в одном из упражнений для разогрева артистам, к примеру, было нужно переплюнуть друг друга в оскорблениях, чтобы прочувствовать вражду между своими персонажами.  

Между тем одним из исполнителей ролей стал маститый актер, театральный гений и преподаватель актерского мастерства Иван Торрес (Оскар Мартинес), вторым — популярнейший артист мейнстримного кино с огромными гонорарами и большим количеством призов Феликс Риверо (Антонио Бандерас). Интеллектуал Торрес ратует за скрупулезный подход к работе, вживаясь в каждого героя, и признает только авторское кино, считая Голливуд банальным развлечением. Ловелас и любитель лоска Феликс привык постоянно опаздывать и считает, что вся работа актера заключается лишь в том, чтобы выучить текст. Неудивительно, что между героями тут же вспыхивает откровенная неприязнь, которая выливается в уморительные перепалки. И тут нужно отдать должное как Гастону Дюпра и Мариано Кону, так и Оскару Мартинесу и Антонио Бандерасу. Карикатурные портреты конкурирующих за лидерство актеров проработаны и сыграны настолько точно и выразительно, что действительно не знаешь, кому отдать свое внимание.

Дюпра и Кон вдоволь насмехаются над самовлюбленностью и завистливостью обоих, при этом не упуская из внимания лицемерие и нежелание героев признать свои подлинные мысли даже перед самими собой. Совершенно комично выглядели стоящие бок о бок эпизоды, в которых Иван сперва рассуждает о нежелании оказаться внутри индустрии Голливуда, а затем репетирует оскаровскую речь с чайником перед зеркалом. И это лишь небольшое количество гэгов, которых в картине не счесть. Незабываемым стал отрывок, в котором Лола заставляет читать Ивана и Феликса реплики, сидя под камнем весом пять тонн, висящим меньше чем в метре над их головами, — блестящая метафора, чтобы дать героям прочувствовать нависшее над героями давление.

Однако в первую очередь под прицелом создателей оказывается сама индустрия авторского кинематографа и абсурдность доходящего до предела соперничества в искусстве. Дюпра и Кон снимают пародию на фестивальное кино, порой уходящее в нарциссизм и ориентированность только на себя (прямо как герои фильма), однако делают это тонко, иронично и умно, не подходя к грани, граничащей с издевкой. Только вот смешным становится еще и то, что «Главная роль» является точно таким же фестивальным конкурсантом. Впрочем, пожалуй, это в положительном ключе еще больше удваивает парадоксальность фильма.

Лучшие цитаты:

Эти двое — из разных миров.
Ты тоже продаешься, только берешь меньше.
Я далеко не впервые работаю с идиотами.
Виктория Савина
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)