В 2021 году шахматный спорт получил настоящее второе дыхание в киноиндустрии: мини-сериал от Netflix «Ход королевы» получил 29 наград, в том числе самые престижные — «Золотой глобус» и «Эмми». Конечно, такой подъем не хотели упускать ни продавцы шахмат, ни кинопроизводители! На этой волне и появился фильм «Чемпион мира» от режиссера Алексея Сидорова («Т-34», «Бригада»).
Справедливости ради стоит отметить, что и в нашей шахматной истории есть моменты, достойные самой зрелищной экранизации. В центре картины «Чемпион мира» — один из самых ярких поединков в истории спорта (не только потому, что он стал ярким поединком характеров, но даже скорее потому, что он стал эталонной политической баталией) — финальная партия за звание чемпиона мира, которая прошла в 1978 году на острове Багио между Анатолием Карповым, действующим чемпионом, и претендентом на этот титул — гроссмейстером Виктором Корчным, который эмигрировал в Голландию из СССР за несколько лет до этого матча.
Чувствуете многослойность не хуже, чем в «Имени Розы»? Цена победы в партии просто неизмеримо высока: юный, эксцентричный гений, только подбирающийся к шахматному олимпу, идеалист и романтик — против опытного бойца, одержимого спортом и непредсказуемого, готового победить любыми способами, ведь шахматы для него — это война, а на войне все средства хороши.
Психологического накала матчу добавляет и другое: противостояние эмигрировавшего в Голландию Корчного и прославленного Карпова — это, конечно, противостояние СССР и того самого Запада. Перед матчем Карпов не пожимает Корчному руки, хотя это против правил и регламента и для всех зрителей зрелище матча — это баталия не только личная, но и политическая.
Напряжения добавляло и то, что обе стороны неоднократно обвиняли друг друга в нарушении правил по ходу поединков: Корчной, например, говорил, что во время одной из партий организаторы передали Карпову стакан йогурта — хотя, естественно, взаимодействие с залом было запрещено.
Советская же делегация, в свою очередь, обвиняла Корчного в провокации и неуважении к сопернику. Плюсом ко всему (точнее, еще одним минусом — ведь в контексте этого поединка «минус на минус» все равно дает минус) решительность Карпова подогревает еще и то, что он проходит на протяжении этого турнира через личную драму — семейную. У титулованного спортсмена не выходит соблюдать баланс между спортом и семейной жизнью. Он мечется между ними как меж двух огней, пытаясь сохранить брак и титул, и в итоге ни на одной стороне этого противостояния, можно предположить, не обретает счастья.
Этот матч стал одним из самых драматичных за всю историю шахматного спорта. В 1978 году Карпов стал 12-кратным чемпионом мира, а его главный противник Роберт Фишер — 11-кратным. К сожалению, им так и не удалось сыграть друг с другом.
Анатолий Карпов выступил консультантом фильма, так что не стоит ждать, что «Чемпион мира» не будет светлым гимном, «агиткой» герою СССР. Однако от этого картина не становится менее интересной: психологизм, отличный каст, безошибочные схемы и виражи в сценах самих партий — все это отыщется в фильме, пусть иногда и уходящем в жанр настоящей военной эпопеи.
А как не уйти в этот жанр, если именно так и видишь это противостояние? «Я не понаслышке знаю, что такое спорт. Но шахматы — это не спорт и не игра, это искусство, это психология, это мистика», — раскрывает свое видение режиссер фильма Алексей Сидоров.
Но, несмотря на отличную стилизацию и интересную съемку, в этом фильме есть и все то, за что мы всегда ругаем российское кино: все в нем кричит о патриотизме, рассказывая, что «правильно», а что нет. Этот фильм, как многие современные картины о советской эпохе, не дает вам выбора и не разрешает интерпретировать те или иные вещи. В нем нет ни антагонистов, ни протагонистов — только «оловянные», как солдатики, персонажи, конфликт и способ его разрешения. Это, безусловно, интереснее учебника истории, но это скучнее кинематографа — или, по крайней мере, того, чего мы ожидаем от него.
Так, например, герои в исполнении талантливых актеров кажутся плоскими и одномерными. Был ли хорошим человеком Корчной? Не обязательно. Возможно, он не был добрым человеком, но определенно был интересным и творческим. А в фильме мы видим лишь разъяренного человека на грани безумия. А Карпов — каким он был? В интерпретации Янковского — безэмоциональным, холодным и роботоподобным. Его единственная страсть — игра, и он в ней только для того, чтобы выиграть.
Однако не может не быть увлекательным наблюдать через увеличительное стекло за матчем, за которым в свое время недаром следил весь мир. Для людей, хорошо знакомых с историей шахмат и с этим видом спорта, это будет любопытная, именно художественная интерпретация истории, а для менее подкованного зрителя — захватывающая в плане визуализации мыслительного процесса шахматистов картина.
Вы точно не сможете выдохнуть до самого конца: ведь даже если за окном давно не 1978 год, мы очень хорошо понимаем — с чем борется Корчной, что пытается защитить Карпов, и как «спортивные» и «неспортивные» методы любой борьбы выглядят, если смотреть на них «сверху», как на шахматную доску. Осталось лишь подняться немного повыше над этой самой доской.