6+

Чемпион мира

Дата выхода
30 декабря 2021 года
Страна
Россия
Жанр
драма
Режиссёр
Алексей Сидоров
О сериале
Неспортивно, гроссмейстер
В ролях
Владимир Вдовиченков
Виктор Добронравов
Виктор Сухоруков
Диана Пожарская
Анатолий Кот
Михаил Тройник
Александр Филиппенко
Рейтинг сериала
7 /10Рейтинг кинокритиков
6.6 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание
Неспортивно, гроссмейстер

В 2021 году шахматный спорт получил настоящее второе дыхание в киноиндустрии: мини-сериал от Netflix «Ход королевы» получил 29 наград, в том числе самые престижные — «Золотой глобус» и «Эмми». Конечно, такой подъем не хотели упускать ни продавцы шахмат, ни кинопроизводители! На этой волне и появился фильм «Чемпион мира» от режиссера Алексея Сидорова («Т-34», «Бригада»).

Справедливости ради стоит отметить, что и в нашей шахматной истории есть моменты, достойные самой зрелищной экранизации. В центре картины «Чемпион мира» — один из самых ярких поединков в истории спорта (не только потому, что он стал ярким поединком характеров, но даже скорее потому, что он стал эталонной политической баталией) — финальная партия за звание чемпиона мира, которая прошла в 1978 году на острове Багио между Анатолием Карповым, действующим чемпионом, и претендентом на этот титул — гроссмейстером Виктором Корчным, который эмигрировал в Голландию из СССР за несколько лет до этого матча.

Чувствуете многослойность не хуже, чем в «Имени Розы»? Цена победы в партии просто неизмеримо высока: юный, эксцентричный гений, только подбирающийся к шахматному олимпу, идеалист и романтик — против опытного бойца, одержимого спортом и непредсказуемого, готового победить любыми способами, ведь шахматы для него — это война, а на войне все средства хороши.

Психологического накала матчу добавляет и другое: противостояние эмигрировавшего в Голландию Корчного и прославленного Карпова — это, конечно, противостояние СССР и того самого Запада. Перед матчем Карпов не пожимает Корчному руки, хотя это против правил и регламента и для всех зрителей зрелище матча — это баталия не только личная, но и политическая.

Напряжения добавляло и то, что обе стороны неоднократно обвиняли друг друга в нарушении правил по ходу поединков: Корчной, например, говорил, что во время одной из партий организаторы передали Карпову стакан йогурта — хотя, естественно, взаимодействие с залом было запрещено.

Советская же делегация, в свою очередь, обвиняла Корчного в провокации и неуважении к сопернику. Плюсом ко всему (точнее, еще одним минусом — ведь в контексте этого поединка «минус на минус» все равно дает минус) решительность Карпова подогревает еще и то, что он проходит на протяжении этого турнира через личную драму — семейную. У титулованного спортсмена не выходит соблюдать баланс между спортом и семейной жизнью. Он мечется между ними как меж двух огней, пытаясь сохранить брак и титул, и в итоге ни на одной стороне этого противостояния, можно предположить, не обретает счастья.

Этот матч стал одним из самых драматичных за всю историю шахматного спорта. В 1978 году Карпов стал 12-кратным чемпионом мира, а его главный противник Роберт Фишер — 11-кратным. К сожалению, им так и не удалось сыграть друг с другом.



Леонид Верещагин, продюсер

Анатолий Карпов выступил консультантом фильма, так что не стоит ждать, что «Чемпион мира» не будет светлым гимном, «агиткой» герою СССР. Однако от этого картина не становится менее интересной: психологизм, отличный каст, безошибочные схемы и виражи в сценах самих партий — все это отыщется в фильме, пусть иногда и уходящем в жанр настоящей военной эпопеи.

А как не уйти в этот жанр, если именно так и видишь это противостояние? «Я не понаслышке знаю, что такое спорт. Но шахматы — это не спорт и не игра, это искусство, это психология, это мистика», — раскрывает свое видение режиссер фильма Алексей Сидоров.

Но, несмотря на отличную стилизацию и интересную съемку, в этом фильме есть и все то, за что мы всегда ругаем российское кино: все в нем кричит о патриотизме, рассказывая, что «правильно», а что нет. Этот фильм, как многие современные картины о советской эпохе, не дает вам выбора и не разрешает интерпретировать те или иные вещи. В нем нет ни антагонистов, ни протагонистов — только «оловянные», как солдатики, персонажи, конфликт и способ его разрешения. Это, безусловно, интереснее учебника истории, но это скучнее кинематографа — или, по крайней мере, того, чего мы ожидаем от него.

Так, например, герои в исполнении талантливых актеров кажутся плоскими и одномерными. Был ли хорошим человеком Корчной? Не обязательно. Возможно, он не был добрым человеком, но определенно был интересным и творческим. А в фильме мы видим лишь разъяренного человека на грани безумия. А Карпов — каким он был? В интерпретации Янковского — безэмоциональным, холодным и роботоподобным. Его единственная страсть — игра, и он в ней только для того, чтобы выиграть.

Однако не может не быть увлекательным наблюдать через увеличительное стекло за матчем, за которым в свое время недаром следил весь мир. Для людей, хорошо знакомых с историей шахмат и с этим видом спорта, это будет любопытная, именно художественная интерпретация истории, а для менее подкованного зрителя — захватывающая в плане визуализации мыслительного процесса шахматистов картина.

Вы точно не сможете выдохнуть до самого конца: ведь даже если за окном давно не 1978 год, мы очень хорошо понимаем — с чем борется Корчной, что пытается защитить Карпов, и как «спортивные» и «неспортивные» методы любой борьбы выглядят, если смотреть на них «сверху», как на шахматную доску. Осталось лишь подняться немного повыше над этой самой доской.

Анастасия Осипова
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)