Появившиеся осенью 2019 года «Достать ножи» Райана Джонсона стали настоящей сенсацией. Фильмам по оригинальным сценариям редко удается обойти новые части франшиз и сиквелы блокбастеров, но проект Джонсона доказал, что и такое бывает. При бюджете всего в 40 млн долларов «Достать ножи» собрали кассу более 310 млн, а еще принесли режиссеру первую номинацию на «Оскар» и дорогостоящий контракт с Netflix. Стриминговый гигант, как обычно, решил доить успешное шоу, как только можно, и почти сразу стало известно, что у успешного детектива будет несколько спин-оффов. Первым из них стала «Стеклянная луковица», за которую исполнитель главной роли Дэниэл Крэйг получил гонорар, поставивший его на первое место в топе самых высокооплачиваемых голливудских звезд, — 100 млн долларов. За такую кругленькую сумму Крэйг снова перевоплотился в гениального детектива Бенуа Блана, которому судьба уготовила новое запутанное дельце. Фактически фигура Блана стала единственным связующим звеном между первой и второй частями «Достать ножи». Сиквел спокойно можно смотреть даже тем, кто пропустил первую часть. Новый фильм — новая история.
На этот раз дело происходит в карантинный 2020-й. Пока Бенуа Блан вместе с другими законопослушными обывателями соблюдает режим самоизоляции, носит маску и зависает в зуме, пятеро богачей получают загадочные кубы с головоломками. Так их общий друг миллиардер Майлз Брон (Эдвард Нортон) приглашает их повеселиться на своем частном острове. Эта компания, именующая друг друга «взрывателями», время от времени собирается вместе, чтобы разгадывать квесты и загадки, которые для них готовит Майлз. Вот и на этот раз владелец острова пообещал захватывающий сюжет — раскрытие его собственного убийства.
Благодаря (не)случайному стечению обстоятельств среди гостей оказывается новенький — детектив Блан. Как у него оказалась коробка с приглашением — загадка даже для самого автора игры, но раз уж гость прибыл на остров, выгонять его будет невежливо. О своем решении оставить Блана на острове миллиардер быстро пожалел: детективному гению потребовалось меньше пяти минут, чтобы разгадать загадку, которой гости должны были заниматься все выходные. Но, как и следовало ожидать, помимо придуманной Майлзом криминальной истории, на острове происходит более интересная — реальная.
«Стеклянная луковица» заимствует из первой части многие детали, которые так понравились публике: это герметичный детектив, в котором участвуют яркие архетипичные персонажи, а сюжет по мере развития несколько раз круто сворачивает в самую неожиданную сторону. Кстати, повторяющаяся аналогия здесь тоже имеется: если в прошлом фильме Блан все сравнивал с бубликом в бублике, то теперь его ключом к разгадке стала стеклянная луковица, сквозь слои которой видна сердцевина.
Помимо прекрасно прописанной детективной истории, в новом фильме нельзя не увидеть социальной сатиры, которой в последнее время полнится мировой кинематограф. Остров с богачами мы совсем недавно видели в «Треугольнике печали» и «Меню», и, как видно, такой формат оказался вполне рабочим. Изображая коррумпированного политика, вышедшую в тираж модель, туповатого стримера и других взрывателей, режиссер увеличивает комический накал настолько, что некоторые цитаты просто просятся в заметки. В псевдоинтеллектуале Майлзе легко прослеживается намек на Илона Маска, в наплевавших на карантин селебрити — мировые звезды с первых полос таблоидов времен ковида и так далее. Стоит только включиться в новую историю Джонсона, как следующие два часа возвращаться из киношного мира не захочется.
Посмотрим, получится ли удержать планку в третьем фильме серии.