Каждый, кто смотрел «Сверхъестественное», знает верный способ добиться исполнения заветного желания. Всего-то и нужно выйти ночью на перекресток, призвать демона и изложить ему свои хотелки, а тот уж хоть мертвого подымет. В игре «Черная книга» от пермской студии «Мортешка» договариваться с нечистью на перекресток пошла простая деревенская девушка Василиса, чей возлюбленный наложил на себя руки. По православным канонам самоубийцы попадают в преисподнюю, но Василиса не желает для своего суженого такой участи. Можно сказать, что перед нами российский аналог Hellblade: Senua's Sacrifice, то есть проект, где сошествие главной героини в ад служит метафорой для изменений, которые происходят в ее внутреннем мире.
«Черная книга» — ролевая игра, основанная на старорусской мифологии, с которой мы недавно могли познакомиться благодаря сериалу «Территория». На протяжении семи глав Василиса будет путешествовать по Чердынскому уезду Пермской губернии и бороться как с банальными чертями да русалками, так и с более экзотической нечистью вроде икотки. Разработчики очень старались сделать игру, которая дышит «русским духом», поэтому герои «Черной книги» говорят на своем причудливом языке. Василиса — векшица или знатка (а не колдунья), командует она бисяками (а не чертями или бесами), а в избе за печкой живет суседко (а не домовой). Для удобства игрока все подобные словечки в диалогах подсвечиваются, и при наведении на них возникает всплывающее окно с расшифровкой.
К чести актеров озвучки следует отметить, что они не спотыкаются на непонятных словах и не переигрывают даже когда зачитывают реплики нечисти. Особенно приятно слушать голос рассказчика, по-пришвински живописно повествующего про леса и долы Чердынского уезда. Красочные описания отчасти компенсируют главный недостаток игры — слабый визуал. Диалоги, в которых Василиса и ее собеседники представлены статичными фигурами, смотрятся неплохо, но ролики на движке игры и эпизоды, в которых главная героиня должна самостоятельно перемещаться по локации, исследуя местность, выглядят вырвиглазно, и дело отнюдь не в нарочитом примитивизме.
Те, кого устаревшая на десяток-другой лет графика не отвратит от прохождения «Черной книги» смогут насладиться уникальной и затягивающей атмосферой игры. Разработчики тщательно и досконально изучили старорусские мифы, предания и обычаи, так что внутриигровую энциклопедию можно читать как серьезное этнографическое исследование. Что более важно, огромный массив информации подается крайне ненавязчиво. Игрока не заставляют читать трактаты о роли бани в жизни русских крестьян конца XIX века, но за вдумчивое изучение материала вознаграждают, поскольку крупицы информации, разбросанные по статьям и быличкам, часто могут пригодиться в ходе прохождения самым необычным образом и принести дополнительный опыт или полезный артефакт. И да, артефакты здесь тоже необычные — вместо привычных по другим ролевым играм Шлема Ужаса или Стрингов Счастья Василиса носит с собой гвозди из гроба покойника, разрыв-траву и пасхальное яичко.
В ходе путешествия Василисе доведется побывать на сельской свадьбе; погостить у водяного на дне озера; принять участие в детективном расследовании с целью вывести на чистую воду лешего, притаившегося среди людей; сразиться с несколькими могущественными колдунами. Сражения в «Черной книге» обставлены в формате карточной игры, механика которой напоминает настолку «Эпические схватки боевых магов». Игрок заранее составляет колоду из 33 карт, а затем в бою формирует из тех элементов, что пришли ему на руку, заклинание, состоящее из нескольких частей. Черные карты наносят противнику урон или иным образом портят ему жизнь, белые — защищают и усиливают Василису. Карты обоих типов можно комбинировать, так что порой выходит достаточно забавно: Василиса сперва взывает о помощи к Георгию Победоносцу (которого крестьяне величают Егорием Храбрым), затем насылает на врага грыжу и порчу, а в конце заклинания произносит «аминь».
Если в начале игры большинство схваток можно пройти с одной, универсальной колодой, то уже начиная со второй главы приходится подходить к боям более вдумчиво, собирая особый набор карт для отдельных противников. Кроме обычных сражений игрока ждут битвы-головоломки, где он должен победить за определенное количество ходов, используя фиксированный набор карт.
Став колдуньей, Василиса не только обрела способность читать заговоры из Черной книги, некогда принадлежавшей Якову Брюсу, но и унаследовала от своего наставника деда Егора ранее подчинявшихся ему бесов. Рогатые прислужники без конца требуют от хозяйки дать им работу, но ничего хорошего им поручить нельзя: пахать и сеять бесы не будут. Им по нраву задания иного рода: рассорить жену с мужем, заполонить крестьянскую избу тараканами или надеть кожу покойника, чтобы ночью обокрасть чужой дом. Игрок может натравить своих пахнущих серой подопечных на крестьян из окрестных деревень, и тогда через пару дней бесы вернутся и принесут хозяйке деньги или редкие травы. С другой стороны, можно оставить бисяков без работы, но тогда черти будут мучать саму Василису: один уменьшает максимальное количество ее здоровья, другой снижает значение показателя атаки и т.п.
В ходе игры перед Василисой постоянно будут возникать разного рода искушения — начиная от оставленного без присмотра кошелька, который так и хочется прихватить, вплоть до представителя нечистой силы, обещающего помощь и поддержку в обмен на чужую жизнь. Некоторые из принятых решений отзываются сразу — например, водяной не обрадуется, если в его владениях игрок будет вмешиваться в установленный ход вещей. Другие же поступки отразятся только в виде увеличения счетчика грехов главной героини. Практически до самого финала складывается ощущение, что проходить игру, придерживаясь «темной стороны» проще: взяв лишний грех на душу, можно избежать боя с серьезным противником, получить больше денег или пару полезных вещиц. Но в конце, когда Василиса спускается в ад, игроку придется пожалеть о каждом неосторожно совершенном дурном поступке, ведь черти ничего не забывают и все, что вы скажете или сделаете может быть использовано против вас. «Черная книга» крайне наглядно и доходчиво доносит мысль о том, что грешными поступками мы делаем хуже прежде всего самим себе.
Вместе с тем, игра не впадает в излишнее морализаторство, а рассказывает увлекательную и цельную историю о жертвах и жертвенности, о цене наших желаний и том, что может изменить природу человека. Несмотря на то, что основной сюжет линеен и не предполагает значимых развилок, совокупность десятков мелких выборов, сделанных по пути к финалу, дает ощущение сопричастности к истории Василисы, позволяет почувствовать, что награда (или наказание), что ждет героиню в конце ее пути, заслужена и закономерна.