18+

Медея

Дата выхода
18 ноября 2021 года
Дата выхода (мир)
9 августа 2021 года
Страна
Россия
Жанр
драма
Режиссёр
Александр Зельдович
Продолжительность
2 ч 19 мин
О сериале
Эрос и Танатос
В ролях
Тинатин Далакишвили
Рейтинг сериала
6 /10Рейтинг кинокритиков
6.2 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание
Эрос и Танатос

В древнегреческой мифологии Медея — царевна из западногрузинского царства Колхиды, Эеты. Однажды волшебница, ставшая основательницей медицины, влюбилась в аргонавта Ясона, помогла ему завладеть золотым руном, убила собственного брата и бежала с аргонавтами из Эеты в Грецию. Однако, когда ее возлюбленный захотел жениться на другой, Медея сперва убила соперницу, затем двух своих детей, которых родила от Ясона, а впоследствии скрылась на крылатой колеснице бога Гелиоса — ее деда.

Наши дни. В свое время современная Медея (неназванная героиня Тинатин Далакишвили, сыгравшая начинающую актрису в «Звезде» Анны Меликян), будучи молодой студенткой факультета химии, влюбилась в женатого бизнесмена Алексея (Евгений Цыганов, которого зритель вспомнит по роли Александра в «Русалке» той же Меликян), родила от него двоих детей и ныне живет в загородном доме в Москве, ожидая, когда ее навестит любимый. Беспокойные времена наступают, когда Алексей решает оставить жену, с головой ушедшую в православие и патриотизм, и переехать вместе с героиней Тинатин и ее детьми в Израиль — бизнес там вести легче. Перед отъездом девушка убивает своего брата из ФСБ, который сообщил ей, что Алексея вскоре посадят за отказ дать взятку, после чего уезжает с возлюбленным на чужбину в надежде больше никогда не расставаться. Однако судьба распоряжается иначе.

Новые картины Александра Зельдовича можно увидеть нечасто. В кино он дебютировал в 1990 году с фантазией на тему Исаака Бабеля «Закат». В 2000 году представил ставшую отражением 90-х «Москву», сценарий которой был написан в соавторстве с Владимиром Сорокиным. А десять лет назад вышла «Мишень» (сценарий тоже писался в соавторстве с Сорокиным). Есть у автора документальная работа «Процесс», а также короткие метры, среди которых «Ночью по городу», «Мальва», «Воительница» и «Зима. Весна». Работал Зельдович и в качестве театрального режиссера — в 2003 году он поставил на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда «Отелло». Действия в постановке Александра Зельдовича развивались в условиях современности, а среди центральных персонажей можно было увидеть лишь Дездемону, Отелло, Яго и Эмилию. По тому же принципу устроена и «Медея», которую автор снял по собственному сценарию.

Повествование у Зельдовича по ритму действительно близко к древнегреческой трагедии, финал которой с первых кадров предрекает музыка Алексея Ретинского, записанная оркестром MusicAeterna Теодора Курентзиса. Композиции Ретинского в «Медее», пожалуй, — первое, что обращает на себя внимание. Музыка тут является одним из главных участников процесса, задающих темп и активно вовлекающих зрителя в действо. Она, подобно натянутой струне, которая вот-вот порвется, то доводит до максимального напряжения, то дает немного выдохнуть, но никогда не отпускает до конца. При этом волнующие обертоны настолько четко попадают в драматургию сюжета, что зритель, слушая их, смог бы выстроить в голове повествование, даже не имея перед глазами картинки.

За визуальную часть отвечает постоянно работающий с Зельдовичем оператор — Александр Ильховский. В «Медее» Ильховский снимает с документальной точностью, отдавая предпочтение выверенным планам и атмосфере обыденности, нежели театральности. В объективе его камеры оказываются то суровые масштабные пейзажи Иерусалима, то его более локальные окрестности в виде самых обычных улиц, то камерные сценки с героями, которых мы можем увидеть как на райском пляже и в «царских покоях», так и посреди обветшалых городских дворов и грузных заводов.

Едва заметно встраивает в фабулу античной трагедии Зельдович актуальный контекст. В ленте можно встретить упоминания о коррупции и бедности в России. Посреди Иерусалима мы однажды видим террориста, пытающегося ножом убить прохожих. Не обошел автор и израильско-палестинский вопрос — в фильме есть отдельный мини-сюжет, посвященный солдату израильской армии, убившему палестинца, который был без оружия и даже не мог оказать сопротивления.

Однако центральной фигурой оказывается героиня Тинатин, являющаяся в ленте Зельдовича на современный лад химиком и изготовителем масел, помогающих сохранить молодость. Знает она наперед и что будет. «Ты меня бросишь», — уверенно говорит героиня Алексею еще в начале фильма, на что тот скептически на нее смотрит. Однако все к этому и ведет, трагедия становится все ближе, а обертоны Ретинского вместо тягучести приобретают резкость и дикость, которые можно сравнить с буреобразным характером современной Медеи. Впадая в ярость и скорбя о потерянной любви, она меряет парики в магазине посреди манекенов, от которых веет духом смерти, окутывающим всех героев ленты, поджигает платье новой возлюбленной Алексея и меняет партнеров, каждый раз после оргазма падая в обморок — своеобразные смерть и возрождение. Среди партнеров героини Тинатин оказываются наследник королей Иерусалима, вышеупомянутый израильский солдат и практикующий БДСМ богач, не зря назвавший нашу героиню колдуньей-демоницей Лилит.

Однажды современная Медея (или уже Лилит?) приносит в скромный часовой магазинчик на ремонт наручные часы, которые ей дарил Алексей, и спрашивает мастера, можно ли настроить их так, чтобы стрелки шли назад. Но мы-то все знаем, что вернуть время вспять невозможно. Как и то, чем закончилась трагедия Еврипида, тонко и с точным ощущением современных веяний перенесенная на экран Александром Зельдовичем.

Сюжет картины основан на античной трагедии Еврипида «Медея»

Композиции для фильма Алексея Ретинского были записаны оркестром MusicAeterna Теодора Курентзиса

Костюмы, которые мы видим в «Медее», были созданы Модным домом Татьяны Парфеновой


Виктория Савина
Зачетная принцесса
Парни с татуировками
Пацанки
(9 сезон)
Однажды мы расскажем друг другу все
Собиратель душ