18+

Герда

Дата выхода
8 августа 2021 года
Дата выхода (мир)
14 октября 2021 года
Страна
Россия
Жанр
драма
Режиссёр
Наталья Кудряшова
Телеканал/Видеосервис
START
Продолжительность
1 ч 56 мин
О сериале
Глиттер русской хтони
В ролях
Дариус Гумаускас
Юлия Марченко
Мария Леонова
Мария Иванова
Тиана Оквамо
Серафима Красникова
Мария Песоцкая
Софья Александрова
Рейтинг сериала
9 /10Рейтинг кинокритиков
6.1 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание
Глиттер русской хтони

Днем она Лера — обычная студентка соцфака, у которой практика, поэтому ей надо ежедневно делать обход квартир серых многоэтажных панелек и опрашивать их таких же серых жителей. А ночью она — Герда, которая танцует в неоновом цвете местного стриптиз-клуба, чтобы прокормить себя и больную мать (Юлия Марченко), страдающую лунатизмом. Леру-Герду исполнила дебютантка в кино белорусская модель Анастасия Красовская, сразу же получившая свой первый приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Локарно. Ночью покоя не дают похотливые постоянники клуба, а днем — родной отец (Дариус Гумаускас), часто врывающийся к тесную квартиру бывшей семьи в нетрезвом состоянии и с пистолетом — чтобы сообщить, как сильно он всех любит. Еще у Леры-Герды есть друг Олег (Юра Борисов), который о ней почти по-отцовски заботится, а также роет могилы, рисует картины и читает стихи.

В фильме «Герда» много автобиографичных деталей. Например, идеей для истории стала моя детская фотография, на которой возник дефект пленки, и у меня будто бы видны крылья. Структура сценария циклична — Лера ходит по жизненным кругам, но сама при этом меняется: в начале истории она как спящая красавица, но в конце ее глаза все больше открываются
Наталья Кудряшова, режиссер

В «Герде» есть все, чтобы отнести фильм к изображающим в очередной раз чернуху российской провинции: унылые думерские пейзажи многоквартирных панелек в неназванном городе; пьяницы, которые в этих панельках по-нищенски живут, побивая время от времени своих жен и детей; хабалистые коллеги по пилону, которые готовы кулаками наказать за популярность у клиентов. Фильм обвиняли в драматизации образа России, но Наталья Кудряшова, кажется, стремилась к чуть ли не документальной точности: «И каждый раз, когда меня спрашивают: "Почему вы так показываете Россию? Где вы это взяли?", я отвечаю: "Блин, ребят, да так люди живут"», — рассказывала режиссер. По деталям кинокартины вполне можно проследить, что быт и нравы — явно невыдуманные. А вопросы из опросника, с которым по квартирам ходит Лера, — и вовсе взяты из настоящих анкет. Считаете ли вы президента сексуальным мужчиной? Считаете ли вы себя счастливым человеком? Хотите ли, чтобы вас кремировали после смерти или просто закопали в землю? Россия идет правильным путем?

Когда была премьера в Москве, нас спрашивали из зала, почему мы показываем то, чего нет. И это очень расстраивает: люди думают, что все живут так же, как в Москве, и у всех все прекрасно и хорошо, а другой жизни просто не существует. И раньше я была одной из таких людей. Хочется донести, что стоит отъехать на 100 километров от Москвы, и увидишь совершенно другую жизнь
Анастасия Красовская, исполнительница главной роли

Но даже, казалось бы, эта беспросветная атмосфера надежду все-таки пропускает и Лере-Герде машет рукой, зазывая куда-то в сомнамбулическую реальность — но не как у ее матери-лунатика, а более магическую и сюрреалистичную. У героини свой мир, и в фильме важен именно он, каким бы социальным ни выглядел фон. Наталья Кудряшова не хотела давить провинциальной безысходностью ни на зрителя, ни на героев: «И наша задача в "Герде" — оставить в городе для главной героини воздух и надежду, чтобы картинка не была социальной, а получилось в первую очередь красивое кино. Есть атмосфера какой-то печали, грусти, но не ада, не ужаса, не обнажения и не отвращения. Мне было важно подняться над этим провинциальным нарративом», — объясняла она.

И наша задача в «Герде» — оставить в городе для главной героини воздух и надежду, чтобы картинка не была социальной, а получилось в первую очередь красивое кино. И, как мне кажется, нам удалось сделать эти локации пронзительными — узнаваемыми, но не давящими, не страшными. Есть атмосфера какой-то печали, грусти, но не ада, не ужаса, не обнажения и не отвращения. Мне было важно подняться над этим провинциальным нарративом
Наталья Кудряшова, режиссер

От дневной серости Лера-Герда спасается в неоновой яркости стриптиз-клуба, украшенной глиттером, а от него — в глубинном сновидческом мире, куда грязь совсем не попадает, где можно голыми ногами ходить по мху и чувствовать себя свободной – в первую очередь от оков собственной телесной оболочки. Ирреальную оптику Леры-Герды оценил и Гаспар Ноэ, написав режиссеру Наталье Кудряшовой, а затем и исполнительнице роли Анастасии Красовской в инстаграме восторженную похвалу. Утонченная визуальность фильма — заслуга оператора Василия Григолюнаса, который снимал мрачный и этим же завораживающий сериал «Топи». «Олег, ты знаешь, что у Лерки крылья?» — показывает мать Леры ее детскую фотографию со странным дефектом. Героиня действительно как фея — правда, которая никак не может расправить крылья, хотя и парит каждую ночь над танцполом.

 

 

Анастасия Лябина
Зачетная принцесса
Парни с татуировками
Пацанки
(9 сезон)
Однажды мы расскажем друг другу все
Собиратель душ