Мия Хансен-Лёв — режиссер, взращенный Каннским кинофестивалем. Она дебютировала в 2007 году с фильмом «Все прощено», который показали в параллельной программе «Двухнедельник режиссеров». Затем был «Особый взгляд», потом вместе с картиной «Будущее», где главную роль сыграла бесподобная Изабель Юппер, Мия Хансен-Лёв получила приз за режиссуру в Берлине. Теперь после всех сложностей новый фильм режиссера наконец показали и в основном конкурсе Канн.
Действие фильма происходит на острове Форе, куда приезжают два кинематографиста, муж и жена Тони (Тим Рот) и Крис (Вики Крипс). В этом небольшом местечке с населением чуть больше 500 человек, в окружении Балтийского моря они надеются найти вдохновение для будущих проектов, как когда-то это удавалось легендарному шведу Ингмару Бергману. Дух великого режиссера витает над островом, намоленные синефилами места будто требуют от авторов только шедевров. Тони, однако, предпочитает расслабиться. «Никто не ждет "Персону"», — говорит он своей жене, у которой не идет сценарий.
Пока Тони наслаждается «Бергман-сафари» и общением со зрителями своего последнего фильма, Крис корпит над сценарием и все-таки находит способ справиться с довлеющим авторитетом шведской киноиконы. В результате на свет рождается история об Эми (Мия Васиковска) и Джозефе (Андерс Даниелсен Лье), бывших возлюбленных, между которыми вновь пробегает искра. Этот сюжет Крис рассказывает своему мужу. Два нарратива переплетаются между собой, а грань между реальностью и выдумкой на острове Форе постепенно стирается.
Постановщица неоднократно подчеркивала, что «Остров Бергмана» для нее очень личное кино. Многие тут же увидели в главных героях саму Хансен-Лёв и ее бывшего гражданского мужа, успешного французского кинематографиста Оливье Ассаяса («Персональный покупатель», «Что-то в воздухе»). У пары тоже есть дочь, и проблема соперничества двух художников наверняка также не обошла стороной их союз. Однако Хансен-Лёв открыто признается: конечно, что-то она берет из жизни, но никогда не копирует, а больше трансформирует те или иные события и детали. В одном из интервью, она рассказывала, что в «Острове Бергмана» она прежде всего пыталась выяснить, как появляется вдохновение, как оно влияет на работу. В этом смысле принципиально для режиссера было снимать фильм на английском языке (впервые в карьере), чтобы дистанцироваться от текста (сценарий был написан на французском и затем переведен) и избежать автобиографичности.
Изначально главную роль в «Острове Бергмана» должна была исполнить Грета Гервиг («Милая Френсис»). Однако в последний момент она отказалась от проекта, поскольку решила снимать «Маленьких женщин». Хансен-Лёв пришлось разделить съемочный процесс на два года. В первый были сняты сцены фильма в фильме, то есть без главных героев. И уже на следующее лето к касту присоединились Вики Крипс, по-настоящему открытая Полом Томасом Андерсоном в «Призрачной нити», где она сыграла Альму, и Тим Рот («Легенда о пианисте», «Бешеные псы»).
«Остров Бергмана» в целом получил теплые отзывы. Многие отмечали авторскую иронию, атмосферность, фокус на женском персонаже с частой у Хансен-Лёв темой призвания, дающего смысл жизни. Кто-то даже предсказывал, что картина может стать артхаусным хитом. Некоторые, однако, нашли новую работу Хансен-Лёв излишне затянутой. Так или иначе, «Остров Бергмана» точно нельзя назвать оммажем выдающемуся шведу. Хансен-Лёв придерживается своей манеры съемки, хотя и наполняет фильм разными отсылками, способными согреть не одну душу фаната таких фильмов, как «Шепоты и крики» и «Сцены супружеской жизни».
У Мии Хансен-Лёв есть родственники родом из Дании, поэтому «Остров Бергмана» она считает в некотором смысле возвращением к своим скандинавским корням
В фильме звучит песня группы ABBA — The Winner Takes It All
Тим Рот не смотрит фильмы, где играет. Для «Острова Бергмана» актер сделал исключение, хотя именно сцены со своим участием он все-таки решил пропустить
Мия Хансен-Лёв какое-то время работала критиком в культовом журнале о кино «Кайе дю Синема», а также снялась в паре фильмов Оливье Ассаяса
Фильм был завершен еще в марте 2020 года, но из-за пандемии коронавируса лежал на полке еще год до премьеры в Каннах