Хэнкс, робот и собака
В самом ближайшем будущем на Земле случается аномальная катастрофа — масштабная вспышка на солнце разрушает озоновый слой планеты, что убивает практически все тут обитающее. Происходит это все аж в 2028 году (видимо, создатели фильма за постапокалипсисом далеко решили не ходить). Так начинается новая фантастическая драма «Финч» с Томом Хэнксом в главной роли. Он и есть Финч — протагонист истории, бывший инженер-робототехник и один из немногих выживших людей, который теперь вынужден в одиночестве кочевать по убитой планете. Финч Вайнберг живет в бункере, а вернее, уже доживает: всемирная аномалия ударила в том числе и по нему, подарив смертельное заболевание. У него есть собака по кличке Гудьер, и герой очень не хочет оставлять ее на произвол судьбы после своей смерти, поэтому решает использовать свои доапокалиптические навыки сбора роботов и создает человекоподобную машину, которую наделяет именем Джефф — его озвучивает Калеб Лэндри, которого вы могли слышать (и видеть, разумеется) в таких фильмах, как «Люди Икс: Первый класс», «Прочь» и «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури».
В фильме практически ничего не происходит — Финч ежедневно надевает защищающий от солнечных лучей костюм (потому что свет стал убийственно обжигающим) и выбирается из своего убежища, которое он уже успел оборудовать высокотехнологичным оборудованием для комфортной жизни и ковриком с надписью Home Sweet Home для замены того, чем ему уже не является даже сама Земля. А выходит он оттуда для того, чтобы порыться в заброшенных магазинах в поисках какой-то еды. «Всякое может случиться — например, 150-градусная жара, ультрафиолетовое излучение и люди, которые прячутся в тени», — произносит герой Хэнкса, но даже суровые реалии после конца света и необходимость ежесекундно выживать выглядят в фильме как неспешная и размеренная рутина. Сюжетная спешка начинается, лишь когда Финч узнает о том, что в скором времени его с новыми друзьями — псом и роботом — настигнет шторм. Не завершая обучения Джеффа и загрузки в его память всей нужной информации, Финч собирает всех троих в поездку через всю Америку.
Том Хэнкс имеет две статуэтки «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильмах «Форрест Гамп» и «Филадельфия» и снимался в культовых кинокартинах, которые вряд ли нуждаются в дополнительном представлени: «Зеленая миля», «Поймай меня, если сможешь», «Спасти рядового Райана», «Форрест Гамп», «Изгой» (режиссер последних двух, Роберт Земекис, в «Финче» выступает продюсером). В «Финче» шестидесятипятилетний Хэнкс как нельзя лучше вписывается в атмосферу одиночества и оставленности постапокалиптического пространства, а его манера играть роль предоставляет возможность почувствовать на себе эту печать скорого конца, но с чувством принятия вообще всего от жизни (да и что в его ситуации еще остается делать?). Благодаря этому фильм приобретает даже медитативные черты, несмотря на приближающийся к героям шторм и масштабные фантастические сцены на фоне опустошенной Америки, свойственные режиссеру Мигелю Сапочнику — он отвечал за одни из самых впечатляющих серий «Игры престолов» («Битва бастардов» и «Долгая ночь»). Через фигуру Хэнкса транслируется искренность, доброжелательность и человечность по отношению к природе, животным и андроидам, что делает «Финча» фильмом из категории «для семейного просмотра». Сентиментальность и трогательность во всем, а также примитивные (и от этого ничуть не плохие) ценности дружбы на фоне мрачного 2028-го соединяются в захватывающее, но в то же время успокаивающее путешествие (киноленту можно назвать и своеобразным роуд-муви), что оправдывает даже отсутствие в нем событийности и эмоциональности.
Все произошло так быстро. Была вспышка на солнце — прощай, урожай и еда, прощай, все. Поэтому я спрятался, испуганный и такой одинокий.
Всякое может случиться — например, 150-градусная жара, ультрафиолетовое излучение и люди, которые прячутся в тени.
Куда я без своей команды. Все, что мы делаем, мы делаем вместе.
Я бы хотел сделать больше за то время, которое у меня было.