Первый полнометражный черно-белый фильм Ребекки Холл «Проходящий», который она и написала и поставила, основан на одноименном романе Неллы Ларсен 1929 года и является одной из редких адаптаций, улавливающих суть литературного стиля в его образах и тонах.
На гламурной вечеринке в Гарлеме 1920-х годов молодая темнокожая женщина и пожилой белый мужчина сидят на краю танцпола. «Вы всегда можете отличить?» — спрашивает он ее, глядя на экзотическую блондинку. «Хью, перестань говорить со мной, как будто ты пишешь статью для National Geographic!» — она отвечает. «Я могу сказать, как и ты». В элегантной адаптации Ребекки Холл романа Неллы Ларсен 1929 года идея скорее не в том, кто может сойти за представителя другой расы, а в том, почему он это делает. В качестве возможных объяснений в фильме намекают на безопасность, ненависть к себе и даже простую скуку.
История, действие которой происходит в конце двадцатых годов — во время сухого закона и незадолго до депрессии, — сосредоточена на двух женщинах примерно 30 лет, Айрин (Тесса Томпсон) и Клэр (Рут Негга), подругах по средней школе, случайно встретившихся в нью-йоркском кафе. Обе светлокожие афроамериканки; Айрин замужем за темнокожим доктором (Андре Холланд) и живет в Гарлеме, тогда как Клэр замужем за белым банкиром (Александр Скарсгард) и выдает себя за белую.
Клэр кажется почти отчаянно счастливой видеть свою старую подругу, и она настаивает, чтобы Айрин присоединилась к ней, чтобы выпить в ее номере отеля. Прежде чем Айрин успевает изящно сбежать, входит скользкий и омерзительный муж Клэр Джон (Александр Скарсгард), и проходит всего несколько минут, прежде чем Джон обнаруживает себя непримиримым расистом, и Айрин может только представить, насколько Клэр должна быть травмирована, чтобы выйти замуж за этого мужчину.
Большая часть «Идентичности» проходит внутри Гарлема, где Айрин ведет комфортную жизнь со своим мужем Брайаном и двумя сыновьями, которые достигают того возраста, в котором, по мнению их отца, они больше не могут быть защищены от расизма, пронизывающего страну (Брайан часто говорит о том, что вся семья покинет «это адское место»). Отношения между Айрин и Брайаном уважительные, но лишенные страсти; кажется, что они видятся только в холле, проходя мимо друг друга, поскольку Брайан много работает, а Айрин посвящает себя организации предстоящего танцев «Лиги благосостояния афроамериканцев», где почетным гостем будет видный белый писатель Хью Вентворт (Билл Кэмп).
Как и в романе, фильм следует за действием с точки зрения Айрин, которая очень болезненно воспринимала происходящие события. Встреча Айрин и Клэр вызывает почти сверхъестественную дрожь: как будто две женщины — призраки альтернативных жизненных решений друг друга.
Снимать в черно-белом цвете — гениальный выбор, который позволяет Холл показать Клэр как темнокожую или белую в зависимости от того, с кем она взаимодействует. Драма разворачивается в гипнотическом и сказочном состоянии, почти линчевском обмороке, с жуткой фортепианной музыкой, вырывающейся из неизвестных глубин.
Став свидетельницей фальсификации и стыда Клэр, которые она превращает в гордость за свое собственное изобретение, Айрин навсегда изменилась. Теперь в ней зародился кризис верности Америке. Она возрождает идею мужа о том, что им, возможно, следует переехать в Европу или Южную Америку, в какое-то место, где можно добиться честности, где их цвет кожи не будет знаком социальной неполноценности.
В игре Томпсон и Негги есть удивительная чувствительность и интеллектуальность, а операторская работа Эдуарда Грау и постановка Норы Мендис восхитительны. Очень стильная работа от Холл.