Разжимая кулаки

Дата выхода
25 сентября 2021 года
Страна
Россия
Жанр
драма
Режиссёр
Кира Коваленко
О сериале
В горах тесно
В ролях
Милана Агузарова
Ада
Алик Караев
отец
Сослан Хугаев
Аким
Хетаг Бибилов
Дакко
Арсен Хетагуров
Тамик
Милана Пагиева
Таира
Рейтинг сериала
9 /10Рейтинг кинокритиков
6.4 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание

В горах тесно



«Разжимая кулаки» — это частная история одной девушки, проживающей в маленьком шахтерском городе Северной Осетии Мизуре и мечтающей вырваться из своего существования в какое-то иное. Юная Ада (дебютантка Милана Агузарова) живет со стареющим отцом Зауром (Алик Караев, народный артист республики из местного конного театра), который ее слишком опекает, и младшим братом Дакко (непрофессиональный актер Хетаг Бибилов). Ада всегда ходит с высоко поднятым воротником спортивной куртки, работает продавщицей в магазине, отбивается от соседа, навязчиво пытающегося за ней ухаживать, а в любую свободную минуту бежит на автобусную остановку — ждать старшего брата Акима (Сослан Хугаев — тоже непрофессиональный актер), который сбежал на заработки из тесного отцовского дома в ближайший большой город Ростов, но обязательно — Ада очень ждет — приедет, чтобы забрать и ее с собой. 

Фильм, получивший на Каннском кинофестивале гран-при в номинации «Особый взгляд», этот взгляд и демонстрирует. Пейзажи горной местности не дают ощущения свободы, а, наоборот, клаустрофобично давят — и на героев, и на зрителей. 

Я хотела минимизировать все планы с горами, потому что герои, которые живут там, не видят этой исключительной красоты. Я хотела смотреть на это их глазами, а не глазами приезжего человека или туриста.
Кира Коваленко, режиссер

На эту визуальную тесноту кинокартины повлиял собственный опыт режиссера, когда она месяц в одиночестве прожила в Нейтрино в Кабардино-Балкарии: «Чувство, что ты никогда не видишь горизонта, ты из окна всегда смотришь на камень, ты изучил на этом камне все возможное, и у тебя совсем небольшой отрезок неба», — рассказывала Коваленко. Особая заслуга тесной визуальности принадлежит телевизионному оператору Павлу Фоминцеву.

Что касается костюма, я всегда очень заранее готовлюсь к тому, как выглядят мои герои. Одежда — это видимая часть характера. Я рассказываю художнику про героя некоторые детали — все, что успела подметить, и объясняю, почему это так, а не иначе. Вот у моей Ады высокий ворот до глаз, а вот мешковатые штаны, а снизу — маленькая кофточка совсем другого характера, которая торчит как юбочка, ведь она хочет быть девушкой. Много слоев, которые что-то скрывают.
Кира Коваленко, режиссер

Теснота тут возникает еще и в качестве ассоциации с одноименным фильмом Кантемира Балагова. Вместе с ним и Владимиром Битоковым Киру Коваленко часто ставят в один ряд: все трое ученики Сокурова, которые работают с продюсером Александром Роднянским и становятся фаворитами в Каннах. С «Теснотой» фильм Киры роднит еще и один из сценаристов Антон Яруш, а также сюжет, в центре которого — девушка, пытающаяся выбраться из душащего своими национальными ценностями общества и душащей своей любовью семьи. Аде тесно там еще и в буквальном смысле — от действий отца и брата, которые регулярно нарушают ее личные границы, то странно обнимая, то без спросу состригая ее волосы. 

У меня есть очень много снимков из Мизура с женщинами в фиолетовых куртках, как на Аде. Я все беру из реальности, даже если она не кинематографичная. Даже если это цветовой раздрай, я пытаюсь придумать, как сделать его кинематографичным.
Кира Коваленко, режиссер

Еще одна важная визуальная специфика фильма заключается в костюмах. Многие герои ходят в ярких вещах — и это практически документальное изображение Северной Осетии. 

Я замечала очень много цветовых акцентов. В таких местах, когда жизнь не очень проста, человек пытается сохранить цвет, сохранить свое достоинство благодаря цвету. И я решила, что должна помочь своим героям, дать им много оттенков. Из этой антикинематографичности можно создать кино.
Кира Коваленко, режиссер

«Разжимая кулаки» — это второй полнометражный фильм Киры Коваленко. Ее первой большой картиной была «Софичка», которую пять лет назад режиссер сняла на абхазском языке по повести Фазиля Искандера. Факт биографии, который в первую очередь упоминают в разговоре про Коваленко и который трудно обойти: она выпускница мастерской Александра Сокурова в Нальчике. Кира там родилась и выросла, так что о положении женщины в кавказской/ осетинской местности знает не понаслышке. 

Я считаю себя кавказской женщиной, потому что во мне есть эта ментальность, я родилась в этом регионе и считаю это своей привилегией.
Кира Коваленко, режиссер

Но социальный подтекст женской ущемленности в фильме не главное и, по словам режиссера, даже не намеренно включен в киноленту:

Мне честно-честно кажется, что, если делать именно художественную вещь, в ней будет что-то про общество и время и без моего нажима. Сами актеры как люди несут в себе какие-то социальные вещи, сами обстоятельства, само место — дополнительно мне этого делать не нужно.
Кира Коваленко, режиссер

Фильм выиграл гран-при в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля
Кира Коваленко окончила режиссерскую мастерскую Александра Сокурова в Нальчике, где училась вместе с другими номинантами Канн — Кантемиром Балаговым и Владимиром Битоковым

Анастасия Лябина
Зачетная принцесса
Парни с татуировками
Пацанки
(9 сезон)
Однажды мы расскажем друг другу все
Собиратель душ