Последний год прошлого столетия давно признан лучшим в истории кино. Ведь именно в этот год вышло наибольшее количество кинематографических шедевров. Из неполного списка можно отметить: заключительный фильм Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», дебютный неонуар Кристофера Нолана «Преследование», экранизацию «Бойцовского клуба» от Дэвида Финчера, грандиозную «Магнолию» Пола Томаса Андерсона, «Красоту по-американски» Сэма Мендеса, «Тонкую красную линию» Терренса Малика. Но среди прочих «Матрица», определенно, стала кинематографическим феноменом. То есть самым известным и провокационным фильмом, чья квазиинтеллектуальность со всеобъемлющей философской концепцией заинтересовала массового зрителя.
Анализировать «Матрицу» адски тяжело. С этим суждением согласятся далеко не все. Ведь для кого-то авторская картина Вачовски — лишь сплав жанров и поверхностный наследник постмодернизма. Но рано или поздно как фанатов фильма, так и его ненавистников начинают интересовать вопросы. Что повлекло за собой массовое помешательство на концепции фильма? Почему ленту возвеличивают и возводят в культ? Как выразится в сиквеле Меровинген: «Причина. Потом следствие». Об истинных причинах мы можем лишь догадываться. Но все же некоторые из них известны.
Прежде всего стоит вспомнить, каково это — находиться на рубеже столетий. Перед человечеством открыто окно в новое тысячелетие. Кинематограф вместе с другими видами искусства погружен в постмодернизм. А режиссеры соревнуются, кто лучше соберет фильм из кусочков прошлых идей и стилей. Вачовски осмелились включить в боевик несвойственные ему философские рассуждения и символы.
Портрет клерка Томаса Андерсона оказался наиболее близок зрителю. Закономерна и всепоглощающая мысль о том, что этот самый зритель вполне может существовать в иллюзорном мире. По сюжету ежедневная рутина заставляет главного героя задуматься о том, где он живет на самом деле. Терзаемый сомнениями Томас со временем обретает вторую личность — хакера по прозвищу Нео, проводящего ночи напролет за монитором компьютера в поисках преступника Морфеуса. А когда находит, узнает истинную правду о мире, в котором прожил всю жизнь. Перед ним сложнейший выбор: выпить синюю таблетку и проснуться как ни в чем не бывало или красную и выйти наконец из мира фантазий.
Помимо прочего сюжет «Матрицы» привлекает синтезом разных идей и систем. Вы найдете в нем элементы гностицизма, экзистенциализма, детерминизма, феминизма, а также темы гендерфлюидности, теории массового заговора и религиозного культа. В этом Вачовски никто не ограничивал. Однако бюджет компания все-таки урезала.
История о том, как художники комиксов Marvel решили попробовать себя в режиссуре, известна многим. «Ваш дебютный фильм и сразу блокбастер? Нет, ну вы что», — ответили в Warner Bros. и предложили Вачовски купить их сценарий. Однако продюсеров выдали их физиономии. На самом деле ничего в сценарии они не поняли. Тогда Вачовски выступили с предложением снять небольшой фильм. Итогом послужила неонуарная картина «Связь». Фильм был показан на фестивалях, где его впервые тепло встретили критики и обычные зрители. Но все же в прокате он провалился. Зато боссы Warner Bros. увидели потенциал и дали юным режиссерам шанс. Вачовски снимали как хотели, а когда денег не хватало, всячески исхитрялись, чтобы закончить сцену. Дальше вы все знаете. Призы на «Оскаре», «Сатурне», BAFTA; сборы, в 6,5 раз превышающие бюджет, и, соответственно, разрешение на продолжение.
Интересен и сложившийся по итогу долгого отбора каст. Впоследствии именно с этими лицами и будет ассоциироваться слово «Матрица». Только набирающий обороты Киану Ривз в роли новоявленного мессии; опытный Лоренс Фишберн, сыгравший наставника и проводника Морфеуса (он же положил начало моде на «фирменные» круглые очки); получивший славу после этого фильма Хьюго Уивинг. Но настоящим открытием стала малоизвестная на тот момент актриса Кэрри-Энн Мосс. По иронии судьбы она уже играла в одноименном сериале «Матрица» (1993), который никак не связан с фильмом.
«Матрица» — апофеоз киберпанкового андеграунда и смесь мегапопулярных киножанров 1990-х: триллера, китайского уся, гонконгского боевика, нуара, антиутопии. Благодаря режиссерскому вниманию и детальному разбору сценария команда смогла воплотить сон в реальность. Художник-постановщик Оуэн Патерсон отвечал за аутентичные декорации; небезызвестная австралийка Ким Барретт (к тому моменту поработала над картиной «Ромео+Джульетта» с Леонардо ДиКаприо) создавала эти культовые костюмы; эффектные кадры снимал оператор Билл Поуп, работавший с Вачовски над «Связью»; восхитительный саундтрек написал Дон Дэвис, а над постановкой боев работал легендарный Ву-Пин Юэнь.
В посвященном «Матрице» исследовании отечественные кинокритики Анжелика Артюх и Дмитрий Комм подчеркнули: «К первой "Матрице" многие отнеслись чуть ли не как к манифесту нового сопротивления, а Нео, Морфеуса и Тринити трактовали в качестве неких виртуальных антиглобалистов… Вачовски ничего не изобретали. Их заслуга в том, что они — не важно, сознательно или нет — перебросили мост между мертвой философией и современным мироощущением, много рассказав нашей цивилизации о ней самой». Кажется, совокупность этих причин и настойчивость Вачовски явили миру картину, до сих пор способную завораживать не только спецэффектами, но и поразительно многогранным сюжетом. Возможно, мир — и вправду виртуальная реальность? Все может быть.