Месть в доме Gucci
В 1970 году напористая девушка Патриция Реджани (Леди Гага) знакомится на костюмированной вечеринке с наследником Модного дома Gucci, Маурицио Гуччи (Адам Драйвер), и тут же решает заполучить его в мужья. Вскоре молодые действительно женятся — их союзу не может помешать даже отец Маурицио, Родольфо (Джереми Айронс), считающий, что его невестка готова на все ради денег. Патриция и вправду не согласна на меньшее. Поэтому, только успев расписаться, она всеми силами проталкивает мужа, являющегося не слишком умелым управленцем, на первые позиции в родовой империи. Пытаясь удовлетворить безграничные амбиции, Патриция вбивает клинья между Маурицио и его родственниками, в результате чего тот ссорится с дядей Альдо (Аль Пачино) и его сыном — Паоло Гуччи (Джаред Лето). Однако брак Патриции, как и империя Gucci, оказывается на грани краха, а вскоре Маурицио уведомляет жену, что хочет развестись. По итогу трагичная история заканчивается тем, что разъяренная Патриция платит киллерам за убийство мужа, которое происходит 27 марта 1995 года, — именно этим заканчивается новый фильм Ридли Скотта.
Мэтр Скотт известен тем, что на протяжении всей карьеры экспериментировал с жанрами. На начало его творчества пришлись «Дуэлянты», «Бегущий по лезвию» и «Чужой», а в 90-х вышли «Тельма и Луиза» и «Солдат Джейн» — в последних трех лентах автор, к слову, представил поистине сильные и интересные женские образы, что было задолго до истории с #MeToo. Наступление ХХ века режиссер отметил, выпустив целых три фильма за два года — среди них были «Гладиатор», «Ганнибал» и «Черный ястреб». Дальше Скотт, продолживший пробовать свои силы в жанрах криминального триллера, боевика, исторической драмы и фантастики, снял ленты «Царство небесное», «Совокупность лжи», «Прометей», «Советник», «Марсианин», «Чужой: Завет» и «Все деньги мира».
И это лишь часть работ из объемной фильмографии плодовитого режиссера, которая продолжает пополняться с завидной скоростью. Только за 2021 год Скотт выпустил два фильма, мировые премьеры которых состоялись с разницей всего в два месяца: «Последняя дуэль» вышла десятого сентября, тогда как релиз «Дома Gucci» был девятого ноября. Однако конечный результат работ оказался весьма разным. Если «Последняя дуэль» представила глубокую психологическую драму и ловко сконструированное расследование, то «Дом Gucci» получился поверхностным исследованием истории модного дома и семейной кровавой драмы.
Нужно признать, основа у «Дома Gucci» была завидная. Из задумки могла бы вырасти тяжеловесная история о том, как семейный модный дом, члены которого с последними надеждами цепляются за романтику уходящего прошлого, тонет под напором международных корпораций. Ведь для семьи Гуччи действительно все закончилось трагично. На сегодняшний день в компании не осталось членов семейства. Альдо и Паоло умерли в бедности вскоре после продажи своих акций Маурицио, который в конце своей жизни не справлялся с управлением империей, а после был убит киллерами, нанятыми женой. Однако история итальянского дома моды оказывается далеко не на первом плане, а ее драматизм сглаживается слабо прописанными характерами персонажей, из-за чего фильм не работает и как семейная сага, наподобие «Наследников».
Образы героев во многом оказываются шаржированы, их персональные линии прерывисты, а межличностные взаимосвязи разработаны поверхностно и выглядят чересчур унифицированными. Перед нами и конфликт между отцом и сыном (Родольфо и Маурицио), в процессе которого первый настаивает на своем, грозясь лишить наследства, а второй, привыкший до этого угождать родителю, все равно поступает по-своему. И союз выходцев из разных миров — Маурицио Гуччи и Патриции Реджани. И взаимоотношения Альдо и Паоло, который всю сознательную жизнь хотел признания от отца и дяди, но был ими же и уволен за ведение собственного бизнеса, а после сам добился в ответ увольнения отца. Однако мы видим, как персонажи проявляют определенные качества лишь в отдельных шаблонных ситуациях. Из-за того, что фильм не позволяет отследить их внутренние перипетии и эмоциональный накал, тут же перескакивая на другую сцену, зритель не успевает проникнуться к участникам истории эмпатией и воспринимает картину скомканно.
Однако это отнюдь не в укор артистам, которые прекрасно выполнили свою часть работы. Адам Драйвер органичен в амплуа вечно сомневающегося и неуверенного Маурицио — вспоминая работу артиста в «Аннетт», даже невольно думаешь о том, как бы мог вырасти персонаж, если бы у Драйвера было больше экранного времени, а у сценаристов — больше энтузиазма. Образы Джереми Айронса и Аль Пачино противоположны, но оба воплощены замечательно — Айронс играет аристократа-сноба Родольфо, тогда как Аль Пачино исполняет роль его более современного брата Альдо. А претерпевший еще одно колоссальное преображение Джаред Лето крайне гротескно преподносит своего героя, Паоло Гуччи, в трагикомичном амплуа, в котором, к сожалению, трагизм все же оказывается недораскрыт.
Те же претензии к героине Леди Гаги. Артистка блестяще передает взрывной характер Патриции Реджани и улавливает драматизм ее истории, при этом, безусловно, солируя в фильме. Однако многие внутренние перипетии девушки из обычной семьи, которая была вынуждена постоянно выбирать между тщеславием и чувствами к мужу, а также отвоевывать свое положение в семействе Гуччи, где она изначально была чужой, остаются за кадром. Превалируют над ними экспрессивные выходки и демонстрация модных нарядов героини, над которыми блестяще поработала Джэнти Йэтс, создававшая образы для персонажей из других фильмов Скотта («Ганнибала», «Марсианина» и «Царства небесного»). Увы, но так же можно охарактеризовать и весь фильм Ридли Скотта. Яркая и задорная картина радует глаз роскошными декорациями, а слух — веселыми композициями Гарри Грегсона-Уильямса, но во многом оказывается «недо» — как и подделанные сумки Gucci, которые можно купить на рынке за 29 долларов.