Долгожданный ситком… то есть сериал вселенной Marvel, открывающий четвертую фазу
Процесс привлечения новых зрителей на сервис «Дисней+», вероятно, затянется. Если съемки второго сезона «Мандалорца» еще успели закончить, то производство большинства флагманских проектов, относящихся к вселенной Marvel, было приостановлено вовсе. «Ванда/Вижн», наверное, самый смелый и дерзкий проект, на который способен сейчас мышиный дом.Is this the real life? Is this just fantasy? Caught in a landslide, no escape from reality — поет Фредди Меркьюри. Примерно такие строки всплывают в сознании при просмотре первых серий «Ванда/Вижн». С той лишь разницей, что ловушкой для героев служит маленький городок Уэствью в штате Нью-Джерси. Вернее, его телевизионная версия в виде ситкома. Как Ванда и Вижн в нем оказались? Каким образом Вижн воскрес после смерти в «Войне бесконечности»?
Если на первый вопрос ответить довольно легко, памятуя о способностях Ванды к телекинезу, чтению мыслей, воздействию на разум людей, созданию иллюзий и целой реальности, то на второй — несколько сложнее. Понять мотивацию Ванды, которая в последнем своем появлении в «Мстителях: Финал» была пусть и горюющей из-за потери любимого Вижна, но все же героиней, тоже непросто — захват в плен сознания жителей целого города не слишком вяжется с ее героическим обликом.
Отвечать на эти и другие многочисленные вопросы зрителей создатели не спешат. В уже вышедших шести получасовых эпизодах подтвердилось лишь то, что было понятно еще после выхода трейлера — эту странную телереальность создала сама Ванда. Самое интересное, видимо, покажут в финальных часовых эпизодах сериала.
Уже упомянутая неспешность крайне удивительна для самого жанра. Фантастику мы привыкли видеть ярко окрашенной, стремительно несущейся к финалу и заставляющей зрителей зачастую не замечать мелких огрехов в сюжете. В этом отношении «Ванда/Вижн» чистый эксперимент. В первых трех эпизодах основная сюжетная линия почти не раскрывается — нам показывают тот самый ситком про счастливую (временами) пару, которая пытается привыкнуть к жизни в новом городе. С каждой серией меняются только десятилетие и телехиты, к которым отсылает сериал, — от «Шоу Дика ван Дайка» в 50-х до «Семейки Брэйди» в 70-х. Неизменным остается чувство неправильности происходящего, схожее с ощущениями от просмотра фильмов Дугласа Сирка. Оно проявляется в мелких деталях вроде неожиданно цветного в черно-белом мире вертолета со знаком «М.Е.Ч», упавшего в кусты перед домом Ванды, картины замка, в котором, как мы знаем по фильмам вселенной, выросла Ванда, и, конечно же рекламе, в которой слово берет верх над подсознанием Ванды, напоминающем о бароне Штрокере, «воспитавшем» Ванду и ее брата, и вине за взрыв дома в Лагосе (последняя отсылка вшита очень тонко).
Чувство неправильности окончательно вызревает в четвертом эпизоде, когда мы видим Уэствью со стороны, в окружении энергетического поля алого цвета, которое создала Ванда. Снаружи поле охраняет лагерь той самой правительственной организации «М.Е.Ч.», которая наблюдает за происходящим. «М.Е.Ч.» (что неудивительно, учитывая название) возглавляет одновременно глупый и воинственный Тайлер Хэйуорд, и единственными лучами надежды оказываются уже появлявшиеся в разных фильмах Marvel — Моника Рамбо, Дарси Льюис и Джимми Ву.
Однако «Ванда/Вижн» интересен не только этим. Marvel, перенеся начало четвертой фазы на телевидение и тем самым прежде всег делает в его отношении высказывание, которое при желании можно расширить и на кино. Неважно, насколько осознанно это происходит, но телевидение в сериале выступает как метафора пространства грез в самом превратном смысле. Что бы ни побудило Ванду бежать в собственную реальность, это нисколько не оправдывает героиню — она буквально создает мир, построенный на лжи, и заставляет себя в него поверить. Идея, разумеется, совсем не оригинальная (достаточно вспомнить «Шоу Трумена», «Плэзантвиль» и любых левых критиков телевидения, например, Адорно), но интересно само ее присутствие. Ведь Ванде придется прислушаться к словам лирического героя песни Queen: Open your eyes, look up to the skies and see...
P. S. Любые совпадения с серией комиксов «День М» случайны.