Что, если капитана Америку выдвинут в кандидаты президента США? Что, если в классическом сюжете о Человеке-пауке умрет не дядя Бен, а тетя Мэй? Или еще чудесней — что, если радиоактивный паук укусит саму тетушку, а не Питера, а тот так и останется невротичным подростком? Все эти глубокомысленные вопросы волновали создателей комиксов многие десятилетия и вылились в запуск в 1977 году спекулятивной по духу серии, получившей название What if...
Действия в ней происходили в альтернативных основному сторилайну измерениях и никак не влияли на основной сюжет — так что герой мог умереть, сменить пол, возраст, место жительства, привычки или вовсе стать злодеем. В общем, сценаристы здесь могли позволить себе много лишнего (так, в одном из выпусков членами «Фантастической четверки» становятся редакторы Marvel — Стэн Ли, Джек Кирби, Фло Штейнберг и Сол Бродски). Это стало возможным благодаря концепции мультивселенной, в которой каждое новое решение или поступок порождали новое измерение. Нечто подобное можно было увидеть в полнометражном мультфильме «Человек-паук: через вселенные», успех которого, вероятно, и подтолкнул Marvel к запуску мультсериала.
Дверь в «мультиверс» в киновселенной приоткрыл сериал «Локи», закончившийся падением единого таймлайна и его дроблением на бесконечные параллельные измерения. Впрочем, причесанный и политкорректный стиль фильмов студии чувствуется и в сериале — из миллионов тысяч возможных персонажей и миров первыми были показаны эпизоды, в которых щит капитана Америки примеряет набравшая с сывороткой суперсолдата мышечную массу агент Пегги Картер, получившая по аналогии титул капитана Британии, который очевидно ущемляет права англосаксов, и принц Т’Чалла (aka Черная Пантера), по ошибке ставший членом команды Опустошителей вместо Питера Квилла и унаследовавший от него титул Звездного Лорда.
Слава Таносу, что возможный излишний пафос создательница сериала Эй. Си. Брэдли всячески гасит глуповатым ситуационным юмором, превращающим того же фиолетового титана из самой неизбежности в само добросердечие (во втором эпизоде он посмеивается над своими мегаломанскими замыслами и помогает Т’Чалле) и оставляющим тлеть искру страсти между худосочным Стивом Роджерсом и накачанной Пегги.
В общем, смотрится все это мило, но исключительно для своих. Стороннему зрителю, не понимающему отсылок и «остроумия» эпизодов-перевертышей, здесь решительно нечего делать. На это намекает и структура серий, напоминающих сюжеты фильмов, из которых высосали все жизненные соки, оставив только необходимое — экспозицию, развитие и кульминацию. Типичная для штампованной, но крепкой продукции Marvel схематичность в «Что, если...» выделяется особенно, точно ребра у худой лошади.
Скудость содержания, вероятно, будет компенсироваться внешним стилевым разнообразием. Брэдли обещала и триллер, и детектив в духе Агаты Кристи, и даже «настоящую трагедию» (что звучит, если честно, пугающе), и, если верить трейлеру, еще и зомби-версию капитана Америки. Однако едва ли будущие эпизоды раскроют картину того, что было бы, если бы Marvel вышли за пределы шаблона.
Мультсериал стал последним проектом студии Marvel для Чедвика Боузмана, скончавшегося в 2020 году
Опустошители никогда не летают одни… Я сказал: «Опустошители никогда не летают одни!»
Мир! Я люблю мир, хотя с ним я лишусь работы.