Стеб над фильмами про маньяков
«Маньячелло» — это российский сериал про изощренного серийного маньяка Тимофея, который разыгрывает свои преступления по литературным произведениям. Это не тру-крайм — история вымышленная, хотя из документального тут кое-что тоже есть, например, изображение российской глубинки. Сериал снимался в деревне Сосновка около Улан-Удэ силами его уроженцев — экс-участником КВН и актером Жаргалом Бадмацыреновым («Зона комфорта»), который стал автором идеи, а также оператором Теймуром Халиковым, который здесь работал в качестве режиссера и актера. «Маньячелло» стал первым бурятским ситкомом и первым шоу, сделанным уроженцами Бурятии на родине и показанным по федеральному каналу.
В нашей черной комедии смешны скорее не сами убийства, а типичные российские стереотипы, которыми живут в сельской местности. Когда я читал сценарий, думал: «Это все как в жизни: этих людей я знаю лично, а вот с этими вообще вчера виделся».
Главный герой Тимофей в исполнении Владимира Барташевича живет и ведет совместный быт со своей несостоявшейся жертвой, которая, судя по всему, чем-то зацепила маньяка (может, своей материнской заботой?). Женщина фактически стала заложницей Тимофея — она прикована к цепи, как сторожевой пес, и передвигается по дому с кандалами — но кажется, это ее совсем не смущает, как и грубое обращение «хозяина». Недожену (Тимофей сам подчеркивает, что она ему еще не жена) не волнует и деятельность своего сожителя: сериал переполнен комичными сценами из быта пары, где женщина, например, переживает, что Тимофей будет отпиливать голову жертве в новой рубашке, а потом ругает его за то, что он все-таки запачкал ее кровью (а вернее, на рубашке и чистого места не осталось) — но сжигать вещь не нужно, постираем в специально отведенном для одежды с кровью тазике.
Как правильно снимать и показывать насилие в черной комедии? В этом проекте мы для себя решили: все дело в некой недосказанности, никто не хочет смотреть на убийство, например, на то, как нож вонзается в тело. У нас почти все остается за кадром. Все остается на уровне домысливания: сначала мы показываем убийцу и его жертву, а потом идет кадр, как, например, птички взлетают с деревьев в небо.
Тимофей образован (по крайней мере, так кажется по сравнению с остальными жителями) и постоянно демонстрирует в агрессивной форме свои знания окружающим — сожительнице достается больше всех за неправильное употребление слов и некорректное формообразование (которое составляет образ бурятской глубинки).
Если отбросить некоторые подробности, кажется, что здесь есть романтизация образа маньяка. Но это не так: во-первых, все получат по заслугам, и, во-вторых, это не документальная история, а вымышленная.
Преступления для Тимофея — своеобразное искусство, в котором он опирается на литературный первоисточник. Но какая досада: живет этот начитанный маньяк в невежественном обществе, где никто не читал русской классики и не понимает, что он хочет донести. С первых секунд сериала высокая литературная речь смешивается с матерными словами деревенских мужиков. Противопоставление маньяка Тимофея остальному миру начинается именно здесь.
Наш маньячелло — это собирательный образ персонажей из триллеров и детективов, своего рода комиксный образ, через который мы иронизируем над классикой жанра.
И хотя своей цивилизованностью и эрудированностью именно он, а не грубые и откровенно скудоумные деревенские жители должен вызвать симпатию у зрителей, этого не происходит, потому что все действия Тимофея делаются с надрывом и будто сопровождаются желанием кому-то что-то доказать. В первую очередь герой воплотил собирательный образ серийного маньяка и стал одной из составляющих стеба над жанром криминальных фильмов и сериалов.
Ядерное сочетание бурятских реалий, великой русской литературы и юмора не оставило нам шанса остаться в стороне от этого талантливого проекта. В «Маньячелло» есть и терапевтический эффект — ты смотришь, смеешься и освобождаешься от чего-то плохого внутри тебя.
Юмор строится на всеобщей атмосфере игры, ирреальности и обилии черного юмора — в том числе с обыгрыванием жанровых клише и российских стереотипов. Романтизация маньяка в сериале абсолютно отсутствует — Тимофей необаятелен, от его повседневного общения с людьми веет сумасшествием, он живет в оторванном от реальности литературном мире, считаясь только с обстоятельствами в своей голове, а не с реальным положением вещей, а черный юмор только добавляет его образу комичности и жалкости.
Создатели утверждают, что герой в итоге должен получить по заслугам — ни о каком перевоплощении в хорошего персонажа и речи быть не может, хотя при просмотре первых серий такие мысли закрадываются. В село приезжает молодая следовательница Ольга (Ася Касьянова), которая сразу замечает литературную основу всех преступлений. Местные полицейские до этого не смогли распознать в убийствах инсценировки: труп на рельсах с разлитым маслом отсылает к «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова, повешенный в отеле мужчина — к реальному самоубийству Сергея Есенина, старуха, убитая топором, к преступлению Раскольникова.
В образованную следовательницу, которая, как и маньяк, противопоставляется остальным героям, Тимофей мгновенно влюбляется — только она способна по достоинству оценить его талант постановщика. Но любовь вряд ли излечит сумасшедшего маньяка — вставные эпизоды с флешбэками из детства героя намекают на его психологические травмы — чувства к следовательнице скорее наоборот подтолкнут его на новые, более изощренные преступления.
Ты это че это, ты че, больной, че ли, смотри мне тут, не этавой.
— Тим, ну не в рубашке, она же новая.
— Да я аккуратно.
— Я так и знала, опять придется вручную стирать.
— Да сожгу я ее.
— Я те сожгу, рубашка новая…
Убил бы меня, и не мучилась я с тобой… стокгольмский синдром, сука…
Я весь день был в огороде, а ругань я уже не замечаю — она перманентная, так сказать, естественный фон.