Экранные отношения сразу двух пар: сценаристов и их героев
Виктор Шамиров известен как автор небольших, но крайне (особенно по меркам российского кино) обаятельных фильмов — комичных «Упражнений в прекрасном», лиричной картине «Со мною вот что происходит» и «Игре в правду». При разности тем и жанров их объединяла общая «шамировская» интонация, в которой критика героев соединялась с глубоким к ним сочувствием.
Недавно вышедшего «Непосредственно Каху» с его уже готовой ютьюбовской эстетикой и со всеми спорами вокруг него, вероятно, придется вынести за скобки, как пример эксцесса исполнителя (юридический термин, означающий ситуацию, в которой совершение преступления пошло не по плану).
Виктор Шамиров — это редкое сочетание режиссера и сценариста, способных находить между собой разумный компромисс. Для него точность событий важней, чем яркость подачи, он никогда не прячется за приятной картинкой, если она не работает на содержание. Все должно служить истории, передавая нам как можно больше оттенков событий, погружая нас в замысел. «Вне игры» — это один из моих любимых совместных проектов. Надеюсь, что «Большая секунда» станет одной из лучших его работ.
В «Большой секунде» Шамиров, как кажется, вернулся как полноценный автор (не вполне в том смысле, который в это понятие вкладывали Риветт и Годар, но все же) со своей оригинальной концепцией и интонацией. Сюжет параллельно рассказывает истории двух пар: сценаристки Киры и режиссера Кости, работающих над пилотом сериала, и его будто ожившими героями, пианистами Ариной и Ростиславом, линия которых меняется в ходе обсуждений и выяснений непростых отношений между Кирой и Костей.
Образуемая таким образом секвенция — голос авторов, за которым следует партия выдуманных ими героев — напоминает о вариативной мультивселенной, созданной Аленом Рене в фильме «Курить/Не курить», где малейшее изменение порождает новую последовательность событий (1993), и «Мелинде и Мелинде» Вуди Аллена (2004), который рассказывает одну и ту же историю в двух параллельных тональностях, драматичной и комической, и «Персонаже» Марка Форстера (2006), в котором творение и его создатель сосуществуют в одном мире [также приходящая на ум «Адаптация» Спайка Джонза (2002) говорит несколько о другом]. В общем, такой прием показывает условность сюжетного пространства и, как правило, работает на генеральную идею.
Кира многое с Костей не обсудила, у них остался неоплаченный счет друг к другу, который они пытаются в этой истории оплатить, выяснить, разобраться. Мы поднимаем темы, которые часто люди, живя друг с другом много лет, не поднимают ни разу, но хотели бы. Я убеждена, что многие, посмотрев сериал, скажут: «О, вот как точно, вот прямо мои мысли, но при этом я никогда об этом не говорил со своим партнером».
В «Большой секунде» задумку можно выразить цитатой из незабвенного Пикассо, сказавшего как-то, что искусство — это ложь, которая делает нас способными осознать правду. На этом строится центральный конфликт сериала между Кирой, борющейся за правду жизни, и Костей, отстаивающим вымышленную правду искусства. Это идейное столкновение усиливается их непростым прошлым — когда-то они были вместе и расстались не лучшим образом, — делая его конкретным и живым. И в этом отличие от предыдущих подобных опытов — в «Большой секунде» солируют голоса создателей, и именно они в первую очередь осознают правду о себе через ложь искусства.
Шамирову и Ольге Мотиной — соавтору сценария и исполнительнице роли Киры — удалось не только связать две реальности, но и сыграть их в разных регистрах. Создатели говорят живым языком повседневности, в то время как их творения — неловкие учительница музыкальной школы Арина (Евгения Борзых) и композитор Ростислав (Дмитрий Лысенков) — общаются подчеркнуто вежливо, доходя порой до комизма (так, после секса на первом свидании они продолжают чинно обращаться друг к другу на «Вы»).
Двух предоставленных для просмотра эпизодов недостаточно, чтобы делать окончательные выводы, но «Большая секунда» выглядит крайне занимательно и живо и пытается говорить на непривычные для российского телевидения темы. В конце концов, чтобы назвать внежанровый сериал «в честь» музыкального термина, необходимо достигнуть некоторой степени внутренней свободы — редкого гостя мира «создателей».
Евгения Борзых — актриса, которой досталась роль Арины, — является солисткой группы «Самое большое простое число»
Ради роли Ростислава актер Дмитрий Лысенков выучил гитарные аккорды и прокачался в игре на фортепиано
Видишь ли, люди любят истории, не знаю по какой причине… в жизни бывает все что угодно, на самом деле, бывает смешно, бывает грустно… все что угодно! И в ней нет смысла. Смысл есть в историях, которые люди рассказывают друг другу и себе самим.
Почему из всего надо делать этот дебильный ситком? Послушай меня! Почему зрителей надо считать за идиотов? Ты понял вообще, о чем я хотела рассказать?!